Blog

07 Июл
0

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И КРЫМ


ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ КРЫМА

Дом Поэта. Прошлое и настоящее

О судьбе музея Максимилиана Волошина в Крыму

Этот Дом, построенный поэтом, мыслителем и художником Максимилианом Александровичем Волошиным по собственному проекту в 1903-1914 гг., является подлинным "ковчегом" русской литературы и искусства, сохранившим в мемориальной части всю обстановку того времени, бесценные архивы и библиотеку, собрание картин и акварелей. На протяжении всего ХХ века Дом Поэта был удивительным культурным и духовным центром, прочно занявшим свое место в ряду таких очагов отечественной культуры, как Абрамцево, Поленово, Ясная Поляна, Михайловское.

Дом музей А.П. Чехова в Ялте
Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904. Здесь написаны повесть "В овраге", рассказы "Дама с собачкой", "Архиерей", "На святках", "Невеста", пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", отредактировано первое Полное собрание сочинений.

КРЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ольга, Сергей, Иван ШмелевыПо следам героев эпопеи И. Шмелева "Солнце мертвых"
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым"? 4 Москва 2002 г.
Иван Сергеевич Шмелев с1918 по 1922 г. жил и творил в Алуште. Ему довелось стать свидетелем таких жутких последствий Гражданской войны, как красный террор (жертвой которого стал и сын писателя, 24-летний Сергей Шмелев, белый офицер-инвалид, расстрелянный в Феодосии в январе 1921 г.), разруха, голод. Ужасы эти И.С. Шмелев отобразил в документальной эпопее ‘Солнце мертвых’. Поскольку ряд прототипов героев ‘Солнца мертвых’ были подвергнуты репрессиям еще при И.С. Шмелеве, а другие вряд ли могли избежать репрессий в дальнейшем, была предпринята попытка выявить в архиве Главного управления Службы безопасности Украины в Крыму их судебно-следственные дела.

Нагрудный знак Белой армии ''За защиту Крыма'' Добровольцы
Повесть крымских дней

Николай Раевский
Мужики-подводчики и лодочники стоят, снявши шапки. Офицеры и солдаты держат под козырек. Перед строем юнкеров главнокомандующий. Сирены молчат. Каждое слово слышно.
      — Вы исполнили свой долг до конца и можете с высоко поднятой головой смотреть в глаза всему миру. Человеческим силам есть предел. Нас не поддержали, и мы истекли кровью. Когда мы уйдем на чужбину, здесь не раз вспомнят об улетевших орлах, но будет поздно… Доблестные атаманцы, дорогие мои орлы! В последний раз на родной земле… за нашу гибнущую родину, за великую… за бессмертную Россию… ура!

См. также "Тихий Крым" белого капитана Н. Раевского предисловие к повести Н.Н. Митрофанова.

Князь Д.П. ГОРЧАКОВ
Русский у подошвы Чатырдага

Гаврила ДЕРЖАВИН
На приобретение Крыма

Василий КАПНИСТ
Из стихотворения Другу сердца

Семен БОБРОВ
Из поэмы Херсонида, или Картина лучшего летнего дня в Херсонисе Таврическом

Иван КОЗЛОВ
К Н.И. Гнедичу. Стансы на Кавказ и Крым

Kонстантин БАТЮШКОВ
Таврида

Петр ВЯЗЕМСКИЙ
Из цикла Крымские фотографии 1867 года
Море
Вдоль горы, поросшей лесом…
Аю-Даг
Слуху милые названья…

Александр ПУШКИН
Погасло дневное светило…
Нереида
Редеет облаков летучая гряда…
Кто видел край, где роскошью природы…
Таврида
Из поэмы Бахчисарайский фонтан
Фонтану Бахчисарайского дворца
Чаадаеву
Отрывки из путешествия Онегина

КРЫМ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Адам МИЦКЕВИЧ
Крымские сонеты

Read More
07 Июл
0

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО


АРХИТЕКТУРА

Рассказ об одной московской коллекции по крымско-татарской архитектуре
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым" 2002
А.И. Куркчи

Крым, представленный в данной подборке иллюстраций, не похож на привычный курортно-дворцовый или монастырский Крым. У того Крыма своя история. У этого, состоящего, временами, из дощатых лачуг, домов с земляным полом и накатом крыш из глины и мелкой соломы, своя судьба. Такого Крыма больше нет, во всяком случае, нет того исторического лица, которое было бы столь тесно связано с татарским населением Крымского полуострова. Сегодня это историческое и архитектурное своеобразие почти исчезло, сменившись неоригинальными шаблонными постройками. Ныне и сами крымские татары не наследуют, да и не могут наследовать корневую основу старого жилища. Появившиеся в последние два десятилетия дома не похожи на стародавний отеческий Крым предков.

Усадьбы Крыма в первые годы Советской власти
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым" 2002
А.А. Галиченко

16 ноября 1920 г. на всей территории Крымского полуострова окончательно установилась советская власть. Ровно через месяц, вышел приказ ‘изъять из частного владения как разных ведомств, так и частных лиц, все имения Южного берега Крыма в районе от Судака до Севастополя включительно’. По данным статистики, только в Ялтинском районе до революции насчитывалось около 130 крупных и мелких помещичьих владений, не считая небольших усадеб в городах и курортных поселках Ялты, Алушты, Гурзуфа, Алупки и т.д. Туда входили наполненные художественными сокровищами знаменитые дома и дворцы, сады и парки, виноградники и прочие сельскохозяйственные угодья, ранее принадлежавшие представителям царской фамилии, дворянской знати, промышленной и финансовой элиты России.

О Бахчисарайском дворце и его реставрации
Н.П. Кондаков. Искусство и художественная промышленность. 1899, ? 6.
бахчисарайский дворецН.П.Кондаков — великий историк, создатель целой школы в русской и европейской исторической науке. Как и многие другие выдающиеся наши ученые начала века он посвящал много сил не только специальным исследованиям, но и распространению культуры, искусства и исторических знаний. Его очерк, посвященный Бахчисарайскому дворцу и истории его реставрацииотносится к числу лучших произведений в жанре популярной историко-культурной литературы. В дальнейшем мы постараемся разместить на сайте и другие его популярные произведения из цикла "Русские древности в памятниках искусства", написанном Н.Кондаковым вместе с графом И.Толстым.


ЛИТЕРАТУРА

Ольга, Сергей, Иван ШмелевыПо следам героев эпопеи И. Шмелева "Солнце мертвых"
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым" ? 4 Москва 2002 г.
Иван Сергеевич Шмелев с 1918 по 1922 г. жил и творил в Алуште. Ему довелось стать свидетелем таких жутких последствий Гражданской войны, как красный террор (жертвой которого стал и сын писателя, 24-летний Сергей Шмелев, белый офицер-инвалид, расстрелянный в Феодосии в январе 1921 г.), разруха, голод. Ужасы эти И.С. Шмелев отобразил в документальной эпопее ‘Солнце мертвых’. Поскольку ряд прототипов героев ‘Солнца мертвых’ были подвергнуты репрессиям еще при И.С. Шмелеве, а другие вряд ли могли избежать репрессий в дальнейшем, была предпринята попытка выявить в архиве Главного управления Службы безопасности Украины в Крыму их судебно-следственные дела.

Нагрудный знак Белой армии ''За защиту Крыма'' Добровольцы
Повесть крымских дней

Николай Раевский
Мужики-подводчики и лодочники стоят, снявши шапки. Офицеры и солдаты держат под козырек. Перед строем юнкеров главнокомандующий. Сирены молчат. Каждое слово слышно.
      — Вы исполнили свой долг до конца и можете с высоко поднятой головой смотреть в глаза всему миру. Человеческим силам есть предел. Нас не поддержали, и мы истекли кровью. Когда мы уйдем на чужбину, здесь не раз вспомнят об улетевших орлах, но будет поздно… Доблестные атаманцы, дорогие мои орлы! В последний раз на родной земле… за нашу гибнущую родину, за великую… за бессмертную Россию… ура!

См. также "Тихий Крым" белого капитана Н. Раевского предисловие к повести Н.Н. Митрофанова.

Дом Поэта. Прошлое и настоящее
О судьбе музея Максимилиана Волошина в Крыму

Этот Дом, построенный поэтом, мыслителем и художником Максимилианом Александровичем Волошиным по собственному проекту в 1903-1914 гг., является подлинным "ковчегом" русской литературы и искусства, сохранившим в мемориальной части всю обстановку того времени, бесценные архивы и библиотеку, собрание картин и акварелей. На протяжении всего ХХ века Дом Поэта был удивительным культурным и духовным центром, прочно занявшим свое место в ряду таких очагов отечественной культуры, как Абрамцево, Поленово, Ясная Поляна, Михайловское.

Крым в русской поэзии
Фрагменты из сборника "Прекрасны вы, брега Тавриды…" М. 2000
Стихи знаменитых русских поэтов, посвященные Крыму. Большая антология "Крым в русской поэзии" выставлена частично. В дальнейшем мы опубликуем ее полностью.


ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ КРЫМА

Дом музей А.П. Чехова в Ялте
Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904. Здесь написаны повесть "В овраге", рассказы "Дама с собачкой", "Архиерей","На святках", "Невеста", пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", отредактировано первое Полное собрание сочинений.


ЖИВОПИСЬ

Эммануил Борисович Бернштейн
Т.И. Моргунова
Особенность изобразительного метода Эммануила Борисовича заключается прежде всего в нетрадиционном выборе места, откуда он пишет. Именно поэтому так узнаваем Крым, его не спутаешь с Кавказом или другим южным краем. Первые работы о Крыме Э.Б. Бернштейн создал много лет назад. Часть его крымских акварелей были изданы в начале 1960-х гг. в виде почтовых открыток. Именно тогда мастером и был создан обширный цикл видов Крыма.

Иван Константинович Айвазовский
Т. С. Трубнякова, директор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
Памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому Иван Константинович Айвазовский — уроженец Феодосии (1817-1900). Став знаменитым художником, академиком пяти европейских академий, он мог бы поселиться в любом уголке мира, однако для постоянного места жительства живописец избирает милую сердцу Феодосию, красоту которой он никогда не уставал писать. Здесь он прожил долгую и счастливую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь.
        У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: «Феодосия — Айвазовскому». В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии.

Read More
07 Июл
0

Жизнеописания новомучеников и исповедников крымских

НАСЛЕДНИКИ ЦАРСТВА
    Этот сборник подробных жизнеописаний новомучеников и исповедников российских был составлен протоиереем Николаем Доненко настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. Книга опирается на материалы собранные в государственных архивах, церковное предание, периодику, свидетельства очевидцев. Для публикации на сайте мы отобрали жизнеописания тех мучеников и исповедников, чья жизнь и подвиг были непосредственно связаны с Крымом. Сборник "Наследники Царства" был издан в Симферополе в 2000 году.

От автора
Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, зачастую окруженного ложными представлениями о жизни, так как помогает понять простую вещь: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: "Претерпевший же до конца спасется" (Мк. XIII, 13), — говорит Христос. А спасающийся сам, как мы знаем, спасает других.

Священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский
Жизнь и деятельность архиепископа Никодима до 1920 года
Жизнь и деятельность архиепископа Никодима в Крыму
Жизнь и деятельность архиепископа Никодима после ареста в Симферополе
Владыка, выполняя благословение Патриарха, с риском для жизни пересек линию фронта и в июне 1920 года приехал в Симферополь. Через много лет и этот подвиг послушания станет на предсмертных допросах обвинением в шпионаже в пользу Деникина, а благословение Святого Патриарха Тихона — отягчающим обстоятельством. "Кадровый тихоновец" — это уже само по себе контрреволюция.
Вскоре армия Врангеля под давлением большевиков стала покидать Крым, а с нею — все желающие. Но и на этот раз архиепископ Никодим предпочел не оставлять страждущее Отечество и свою паству.

Священноисповедник Роман Медведь
В 1907 году протоиерей Роман был назначен настоятелем Свято-Владимирского Адмиралтейского собора в Севастополе, стал благочинным береговых команд Черноморского флота. В его подчинении были Покровский храм и Свято-Никольский, что на Северной стороне, храм Архистратига Михаила и 50 священников на кораблях. Отец Роман, путешествуя с эскадрой, посетил Грецию, Италию, побывал у мощей святителя Николая. О своем крымском периоде о. Роман говорил: "В Севастополе нет крыши, под которой бы я не проповедовал". На этой же странице можно прочесть письма о. Романа из мест заключения.


Священномученик Елеазар Спиридонов
Сразу же после вынесения приговора о. Елеазара этапом отправили на Колыму. Матушке и дочерям удалось узнать о дне отправки. Приехали в Симферополь. Ночевали у Димитрия Спиридоновича, а утром все вместе отправились провожать исповедника. Зрелище было удручающим. От тюрьмы до вокзала понурые люди с заведенными за спину руками, окруженные солдатами и собаками, шли в неизвестность, навстречу собственной гибели, чтобы перемучиться и умереть. Только тот, кто несомненно знает, ради чего жил и за что готов умереть, в этом густом, непроницаемом облаке человеческого страдания может различить светлый луч Божественной Любви.

Святой мученик Димитрий Спиридонов

До самого ареста он оставался не только прихожанином, но и активным членом двадцатки симферопольского Свято-Троицкого храма. Спиридонов неоднократно принимал участие в разрешении различных церковных проблем: когда местные атеисты снимали колокола, он в числе других писал греческому консулу, прося защиты; в 1934 году, когда церковь практически закрыли, благодаря его квалифицированному участию и бесстрашной позиции удалось использовать все возможные механизмы и отстоять единственный православный храм в городе.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Циркуляр Обкома партии по агитационно-пропагандистской работе с января по декабрь
1923 года
О порядке проведения "Комсомольского Рождества"

Протоколы и акты изъятия церковных ценностей из крымских храмов в 1923-25 годах

Протокол заседания Коллегии Агитпропотдела Обкома РКП(б) от 12.ХI.1924 г.

Протоколы заседания бюро областного комитета партии
? 52-60. Январь-февраль 1938 года

Read More
07 Июл
0

Храмы Крыма


ХРАМЫ КРЫМА

Соборный Храм Святого Владимира в Херсонесе
Фото 2001 г.Очерк Н.В.Манкуни посвящен уникальному храму-памятнику — собору святого Владимира в Херсонесе. Этот храм возведен на месте раскопок древнего города по Высочайшему повелению. Он посвящен памяти величайшего духовного события в истории России — крещению святого князя Владимира, которое по преданию произошло на этом месте. Главный придел храма освящен 17 октября 1891 года, а в 1992 году в храме вновь возобновлено богослужение.

Другие храмы и святые места Крыма:
Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь в Крыму
Косьмодамиановская киновия с целебным источником в Крыму

 


ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ


Храм блгв. кн. Александра Невского в центре Ялты


Церковь Вознесения над Форосом



Инкерманский монастырь Св.Климентия


Керчь,Церковь Иоанна Предтечи X-XII вв


Соборный Храм Святого Владимира в Севастополе

Развалины базилики в Херсонесе 1935 г.
Развалины базилики в Херсонесе 1935 г.

Read More
07 Июл
0

Жития Святых Таврических (Крымских) Чудотворцев

Жития Святых Таврических (Крымских) Чудотворцев

Сост. Д. Струков. Москва, 1878.
‘Аз бо хощу по прежнему зде учинити Русь.’
Слова неизвестного святого,
сказанные священнику Иакову
в 1636 г. бывшему при посольстве в Крыму.
Румянц. Библиот. ?363.

Жители Крыма по древним преданиям [1] были просвещены светом христианского учения в I веке по Р. Х. апостолом Андреем Первозванным; после него, в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент папа Римский. С начала IV века до наших дней мы имеем достоверно известный непрерывный ряд православных епископов, [2] управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере; в среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью. Вероятно, кроме известных нам сейчас были и иные Богу угодившие святые люди, но исторических сведений о них еще не найдено. Надо ожидать времени, определенного неисповедимым промыслом Божиим, когда археологические изыскания, дадут новые исторические указания о неизвестных теперь святых.

Предлагаем вниманию читателей ряд кратких жизнеописаний святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Михайловича Струкова.

Св. Апост. Андрей Первозванный
Климент, Епископ Римский, Корнилий, Фив
Св. Василий, Епископ Херсонесский
Св. Ефрем, Епископ Херсонесский
Св. Евгений, Епископ Херсонесский
Св. Елпидий, Епископ Херсонесский
Св. Агафодор, Епископ Херсонесский
Св. Еферий, Епископ Херсонесский
Св. Капитон, Епископ Херсонесский
Св. Мартин, Епископ Римский
Св. Стефан, Епископ Сурожский
Св. Иоанн, Епископ Готский
Свв. Кирилл И Мефодий, Просветители Славян
Св. Евстратий, Преподобный Печерский
Св. Василий, Епископ Сурожский
Св. Савва, Архиепископ Сурожский
Благоверный Константин, Князь Мангупский
Св. Неизвестный По Имени
Священник, Убитый Турками

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДНИ ЧЕСТВОВАНИЙ ТАВРИЧЕСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Января 9. св. Василия, епископа Сурожского
Февраля 14. св. Кирилла, епископа Моравского, в мире Константина.
Марта 7. свв. Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агофодора, Еферия и Капитона, епископов Херсонесских.
28. св. Евстратия, инока Печерского, мученика Корсунского.
Апреля 2. св. Саввы, архиепископа Сурожского.
14. св. Мартина, епископа Римского, мученика Инкерманского.
Мая 21. св. ;Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана.
Июня 26. св. Иоанна, епископа Готского.
Июля 15. св. Владимира, во св. крещении Василия, князя Киевского.
Октября 4. св. Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана.
Ноября. 25. св. Климента, епископа Римского, мученика Иикерманского
Декабря 6. св. Елпидия, епископа Херсонесского
15. св. Стефана, епископа Сурожского.
21. св. Капитона, епископа Херсонесского.

 

ПЕВЕЦ ПРАВОСЛАВНОЙ ТАВРИДЫ
Слово об авторе книги ‘Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев’

Имя Дмитрия Михайловича Струкова сегодня почти забыто. А между тем этого московского историка, археолога и художника, знатока древнерусского искусства, хорошо знали во второй половине XIX века и в Москве, и в Крыму. Его статьи и заметки о таврических святых, древних храмах и монастырях полуострова часто появлялись в печати. Результатом неоднократных посещений Крыма археологом Струковым было открытие остатков многих замечательных памятников:

 

  • [1] Об этих преданиях есть много разномыслий между учеными исследователями: одни заботятся уничтожить мнение о пребывании ап. Андрея в Тавриде, не находя исторически верных свидетельств, сохранившихся от I века, а сказания писателей III и IV века считают незаслуживающими доверия; другие, к числу коих принадлежит преосвящ. Макарий, историк Русской Церкви, признавая писателей III и IV века, как близких к жизни Апостола, имевшими возможность слышать о месте проповеди Ап. Андрея из вторых уст, — признают за достоверность авторитеты таких писателей, как Ориген (200-258), ученик Климента Александрийского, который сам был ученик Пантена и обращался с другими мужами Апостольскими. Ипполит (222). Ученик св. Иеринея, который близко знал св. Поликарпа, ученика апостола Андрея. В IV веке: св. Дорофей (307-322), епископ Тирский, собиравший сведения об св.
    Ап. Андрее по древним греческим и еврейским документам, уже более подробно описывает путешествие св. апостола. Этим сказаниям доверяли последующие писатели, дополняя существовавшими преданиями. Так Кипрский еписк. Епифаний (ум. 403) и Сафроний (ум. 390) пишут, как передали нам предки, Андрей проповедовал Согдианам (Сугдея, Солдая, Сурож). Никита Пафлагон (ум. 873), основываясь на древних сказаниях, говорит, что св. Апост. Андрей проповедовал Таврам. Епифаний, писатель IX века говорит, что св. Апост. Андрей достиг границы Боспорского царства у Киммерийского пролива, прибыл в Феодосию, и оттуда берегом в Херсонис, где оставался долгое время. Основываясь на соображениях преосвященного Макария и преданиях, которые признавали за вероятные другие русские исследователи, а также на предании, искони укоренившемся в потомках жителей древней Тавриды, и на древнейших памятниках христианства, можно признать, что действительно св. Андрей был насадителем первых начал христианства в Тавриде.
  • [2] Древне-Христ. пам. в Тавриде. 1876

 

Read More
07 Июл
0

ОПИСАНИЯ КРЫМСКИХ ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН


ИКОНЫ — ВЕЛИЧАЙШИЕ СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

Почитание святых икон имеет очень большое значение для любого православного человека. Ведь учение о иконах Христа и святых относится к самым основным истинам христианского учения. Совершенно не случайно, поэтому Церковь включает догмат о иконопочитании, принятый Седьмым Вселенским Собором, в число главных богословских истин Православия — вместе с Символом веры, догматами о двух природах, двух волях и двух действиях в Господе нашем Иисусе Христе. Против этого православного учения в свое время поднялась великая ересь иконоборчества, борьбе с которой посвятили много сил некоторые крымские святые. В том числе знаменитый святой Стефан, архиепископ сурожский, много пострадал от иконоборцев.

Особенно почитаются в народе так называемые «чудотворные» иконы, с которыми связаны различные выдающиеся духовные события и чудеса. О некоторых из таких икон Вы можете прочитать в этом разделе нашего сайта.

Здесь же помещены рассказы о некоторых других святынях Крыма — особых местах и святых источниках.

Иконы:
Крымская-Мариупольская

Панагия — Успенский Скит
Корсунская

Другие святыни:
Целебный источник в честь преподобномученицы
Параскевы

Целебный источник в честь святых
Косьмы и Домиана

Read More
07 Июл
0

Православие в Крыму

КРЫМ — МЕСТО КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Крещение св. равноап. кн. Владимира
История Православия в Тавриде началась с первых веков после рождества Христова. Здесь жили и совершали свои подвиги многие великие святые и мученики, сосланные или бежавшие во время гонений сюда — на окраину Римской, а потом Византийской империи. Благодаря этому Крым время от времени становился такой окраиной, которая в духовном отношении отношении иногда становилась важнее центра. Крым особое место для святой Руси — именно здесь принял крещение святой равноапостольный князь Владимир. С возврашением Крыма в состав империи Российской связано не только возрождение христианства на этой земле, но и множество исторических открытий в области истории Византии и Рима.
Этот раздел посвящен как истории христианства в Крыму, так и современной жизни Церкви на полуострове. Здесь Вы найдете жития святых, чья жизнь связана с полуостровом, описания и изображения православных храмов и икон, а также материалы о жизни Крымской епархии.
Фото Службы коммуникации ОВЦС МП. Официальный сайт Русской Православной Церкви www.russian-orthodox-church.org.ru
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Крымская паства всегда в моем сердце"
Из информационного буклета Фонда «Москва-Крым»
Рад выразить признательность за развитие связей России и Крыма государственному руководству, правительству Москвы, мэру нашей столицы Ю.М. Лужкову и Фонду "Москва-Крым". Молюсь о благополучии людей живущих в Крыму и желаю им крепости душевных и телесных сил. Да пошлет Господь мир и благоденствие на эту землю.

Описания крымских чудотворных икон Пресвятой Богородицы

В разделе "Духовный Крым" помещены описания некоторых православных святынь Крыма — чудотворных икон и целебных источников. Многие из них почитались не только христианами, но и мусульманами и караимами — настолько очевидна была благодать Божия явленная ими. С этими святынями связано немало исторических событий и преданий.
Публикуется по изданию: Описания крымских чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Жития святых таврических (крымских) чудотворцев. Симферополь, 1995.


Дмитрий Струков — жизнеписатель крымских святых

Имя Дмитрия Михайловича Струкова сегодня почти забыто. А между тем, этого московского историка, археолога и художника, знатока древнерусского искусства, хорошо знали во второй половине XIX века и в Москве, и в Крыму. Его статьи и заметки о таврических святых, древних храмах и монастырях полуострова часто появлялись в печати. Результатом неоднократных посещений Крыма археологом Струковым было открытие остатков многих
замечательных памятников…

Наследники царства
Священноисповедник Роман МедведьСвященномученик Никодим, архиепископ Костромской и ГаличскийЭтот сборник подробных жизнеописаний новомучеников и исповедников российских был составлен протоиереем Николаем Доненко настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. Книга опирается на материалы собранные в государственных архивах, церковное предание, периодику, свидетельства очевидцев. Для публикации на сайте мы отобрали жизнеописания тех мучеников и исповедников, чья жизнь и подвиг были непосредственно связаны с Крымом. Сборник "Наследники Царства" был издан в Симферополе в 2000 году.


Соборный Храм Святого Владимира в Херсонесе

Владимирский собор в Херсонесе. Фото 2001Очерк Н.В. Манкуни посвящен уникальному храму-памятнику — церкви святого Владимира в Херсонесе. Этот храм возведен на месте раскопок древнего города по Высочайшему повелению. Он посвящен памяти величайшего духовного события в истории России — крещению святого князя Владимира, которое по преданию произошло на этом месте. Главный предел храма освящен 17 октября 1891 года, а в 1992 году в храме вновь возобновлено богослужение.

Read More
07 Июл
0

Инвестиции в экономику Крыма. Фонд "Москва-Крым"


Фонд "Москва-Крым" открывает новые возможности инвестиций
Фонд «Москва-Крым» в рамках реализации "Межправительственного соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной областях" разработал и активно внедряет систему мер, которые позволяют в рамках действующего законодательства эффективно и на взаимовыгодной основе осуществлять инвестиционную деятельность в Автономной Республике Крым. С целью разработки и сопровождения инвестиционных проектов Фондом создана развитая инфраструктура в Крыму: Крымская юридическая группа, дочернее предприятие «Инвестиционно-строительная группа «Курортстройинвест», представительство Фонда в Симферополе.

Инвестиционная деятельность Фонда находит активную поддержку у законодательной и исполнительной властей Автономной Республики Крым, представителей бизнес-сообщества и различных общественных организаций, заинтересованных в укреплении экономических связей между Россией и Крымом.
При участии и содействии Фонда за последние три года разработан и реализован ряд инвестиционных проектов, в том числе в сфере туристской индустрии и санаторно-курортного лечения в Крыму. Фонд участвует в крупных экономических проектах России и Украины — таких, как сооружение моста через Керченский пролив, создание российско-украинских холдингов и многое другое.
В формате поддержки инвестиционных программ Фонд "Москва — Крым" предлагает:

  • Юридическое оформление в Фонде государственного имущества АРК законных требований российских компаний на часть оставшегося на территории Крымской Автономной Республики имущества предприятий бывшего СССР. В случае необходимости — отстаивание законных интересов компаний в суде с целью отчуждения недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством Украины.
  • Участие в приватизации объектов государственной и коммунальной собственности, включая объекты санаторно-курортного комплекса.  
  •  Создание на базе имущественных комплексов с неурегулированными правами собственности хозяйственных обществ совместно с Фондом государственного имущества АРК с целью дальнейшей эксплуатации с возможным последующим отчуждением государственных долей.
  • Содействие юридическим и физическим лицам в приобретении различных объектов недвижимости на территории Крыма, как на первичном, так и на вторичном рынке недвижимости.
  • Предоставление аудиторских, правовых, технико-экономических заключений по сделкам с крымской недвижимостью с учетом реального состояния и перспектив развития рынка.

Материалы семинара «Пути урегулирования прав собственности российских организаций в Автономной Республике Крым»

23 декабря 2002 г. Департамент международных связей Правительства Москвы совместно с Фондом "Москва-Крым" провели семинар "Пути урегулирования прав собственности российских организаций и предприятий в Автономной Республике Крым".
В работе семинара приняли участие руководители: Министерства имущественных отношений РФ, Правительства Москвы, Правительства АР Крым, Фонда "Москва-Крым", Крымской юридической группы, представители российских организаций и предприятий, имеющих неурегулированные права собственности в АРК.


Территории приоритетного развития (ТПР) в Автономной Республике
Крым и приоритетные виды экономической деятельности на них

ТПР "Большая Ялта",
ТПР "Алушта",
ТПР  "Судак"
, ТПР "Феодосия",
ТПР "Керчь",
ТПР "Сиваш"
,
ТПР "Восточный Крым", Специальная экономическая
зона "Порт Крым"

Объекты недвижимости в Крыму
Санатории, гостиницы, туристические базы, как действующие, так и недействующие или незавершенные строительством. Сдаются в аренду или продаются.

Инвестиционный климат
Краткая характеристика специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в АРК

Законом Украины от 21.12.2000 г. ?2189-III «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт Крым» в Автономной Республике Крым» на территориях Большая Ялта, Алушта, Судак, Феодосия, Керчь, Восточный Крым и Сиваш введен специальный режим инвестиционной деятельности. Специальный режим инвестиционной деятельности вступил в действие с 1 января 2000 года сроком на 30 лет. Закон ориентирован на привлечение отечественного и иностранного частного капитала в реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономической деятельности перечисленных территорий.

Законы Украины, приказы, положения
"О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт Крым» в Автономной Республике Крым", "О собственности","О приватизации", "О нотариате", "О залоге" и др.

Порядок рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов, которые реализуются в приоритетных видах экономической деятельности на территориях приоритетного развития и в специальной экономической зоне «Порт Крым» Автономной Республике Крым
Утверждено постановлением Кабинета министров Автономной Республики Крым от 12 июня 2001 года ?211

Контактная информация

Инвестиционный департамент
Телефоны: (+7-095) 730-03-56, факс: (+7-095) 730-03-39
E-mail: oks@tavross.ru

Крымская юридическая группа
Адрес: 95017, Симферополь, ул. Фрунзе, 8
Телефоны: (+38-0652) 24-86-50, факс (+38-0652) 24-84-05
E-mail: ksi@utel.net.ua

Read More
07 Июл
0

Из Севастополя в крепость Каламиту

Из Севастополя в крепость Каламиту
    Е.М. Якушева

Надвратная башня крепости Каламита    К средневековой крепости Каламита из Севастополя вас доставит катер, следующий от Графской пристани до остановки "Малый Инкерман". Или рейсовый автобус ? 21, идущий в Инкерман от остановки "5-й километр". С железнодорожного вокзала можно доехать электричкой — остановка "Инкерман-1". От Балаклавы до Инкермана ходит втобус ?31.
    При въезде в Инкерман со стороны Сапун-горы на правом берегу речки Черной издали видна Загайтанская гора. Скальные обрывы ее иссечены искусственными пещерами в несколько ярусов. Это остатки большого средневекового монастыря. Его пещерные сооружения сильно разрушены и сейчас недоступны. На юго-западном склоне этой горы археологи нашли селища, датируемые III-IV и VII-VIII вв. н. э.
    Далее путь лежит по улице города у подножия одного из отрогов Сапун-горы — высоты Уч-Баш ("три головы"). На ее вершине в 1954 г. научные сотрудники Херсонесского музея открыли укрепленное поселение тавров, датируемое Х-VIII вв. до н. э. Второй отрог — высота Суздальская. Она отделена от высоты Уч-Баш Каменоломенным оврагом. В глубине его в толще горы видны входы в штольни. Во время героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. в них работал подземный спецкомбинат ? 2, размещались школа, детский сад, госпиталь.
    На правом берегу реки Черной, на так называемой Монастырской скале, возвышаются оборонительные башни крепости Каламита. За мостом через реку начинается дорога к крепости. Она проходит под железнодорожным полотном, за ним идите влево вверх по тропинке вдоль подножия скалы с высеченными в нем пещерами хозяйственного назначения. От поворота, рядом с большой естественной пещерой, идем уже по древней дороге, вырубленной в скале. Она выводит на плато, к въездным воротам в башне.
    Крепость на Монастырской скале возникла в VI в. н. э. В исторических документах нет сведений о том, что представляла собой эта крепость в период раннего средневековья. Название Каламиты как порта становится известным лишь с XIV-XV вв. из письменных источников и морских карт генуэзцев. В это время крепость принадлежала княжеству Феодоро.
    Оттесненное от побережья княжество боролось за выход к морю и прежде всего против монополии генуэзцев в торговле на Черном море. В конце бухты Северной, в устье реки Черной, был основан порт; для его защиты мангупский князь Алексей в 1427 г. на месте давно покинутой и разрушенной раннесредневековой крепости построил крепость Каламиту.
    Каламита занимала площадь 1,5-2 гектара, была обнесена оборонительной стеной (высота 8 м, толщина 2 м) с боевыми башнями, с внешней стороны имела крепостной ров, вырубленный в скале. Стены и башни с зубчатыми парапетами сложены на известковом растворе простой бутовой кладкой. Под защитой первой башни, стоящей у обрыва, находились главные ворота крепости.
    Через Каламитский порт княжество Феодоро вело широкую заморскую торговлю. Крепость Каламита не только защищала порт, но и служила опорным пунктом княжества Феодоро на Черном море в борьбе с генуэзцами. В 1433 г. мангупские войска захватили генуэзскую крепость Чембало, Через год генуэзцы вернули крепость, а их флот под командованием Карла Ломеллино вошел в бухту Северную, приблизился к Каламите и высадил пехоту. Осадив крепость, Ломеллино потребовал ее сдачи. Защитники Каламиты ответили, что они сдадутся, если их пощадят, однако на другой день генуэзцы вошли в пустую крепость: ночью все ее жители незаметно бежали. Неприятель разграбил и сжег Каламиту. Но вскоре феодориты снова восстановили крепость и продолжали успешно вести торговлю, конкурируя с генуэзцами.
    В мае 1475 г. к восточным берегам Крыма подошла турецкая эскадра и высадила десант у Кафы (Феодосии). За короткое время пали все генуэзские колонии; крымский хан подчинился турецкой власти; лишь княжество Феодоро сражалось с сильным противником. Столица княжества, расположенная на горе Мангуп, была последним оплотом в борьбе с турецкими захватчиками в Крыму. Крепость Каламиту турки, видимо, взяли раньше (без особых усилий) и назвали Инкерман ("пещерная крепость"). Они превратили Инкерман в крупный порт.
    В XVI-XVII вв. турки перестроили крепость — вдвое нарастили с внешней стороны стены и башни, в первой башне над воротами устроили каземат с амбразурой и бойницами для ведения огня из огнестрельного оружия, а перед оборонительной стеной возвели мощную круглую башню с двумя амбразурами, выдвинув ее за крепостной ров, перед которым насыпали земляной вал. Инкерман был опорным пунктом турок в юго-западном Крыму до конца XVIII в.
    В настоящее время крепость Каламита — филиал Национального заповедника "Херсонес Таврический".
    Осмотрев первую башню с воротами, не заходите в крепость, а идите вдоль крепостного рва, влево, ко второй башне, на которой и сейчас можно видеть следы перестроек. Башня впереди рва, построенная турками, сохранилась лучше других. Из башни в крепость ходили по верху толстой стены, построенной поперек рва. За башней спуститесь в ров. По рву через проезд, вырубленный в толще скалы, в крепость вела дорога. В начале проезда находились ворота. Место их расположения было обнаружено при раскопках в 1948-1950 гг. С внутренней стороны видны вырубки в скале и паз для бруса, замыкавшего ворота. Здесь, по-видимому, были главные ворота ранней крепости. Во время строительства Каламиты, в 1427 г., этот проезд заложили большими, хорошо отесанными камнями и засыпали, а верх перекрыли крепостной стеной.
    Далее пройдите по территории крепости к южному обрыву, вдоль которого вверху в несколько ярусов расположены пещеры. В ранний период они, вероятно, имели военное значение. Осматривать их не рекомендуем из-за угрозы обвала. Нижние пещеры культового и хозяйственного назначения — остатки средневекового монастыря. Их можно осмотреть, спустившись по лестнице у первой башни.
    По преданию монастырь у подножия Монастырской скалы был основан в конце VIII — начале IX в. и просуществовал около 1000 лет. Считается также, что монастырь был основан православными монахами, бежавшими в Крым из Византии от иконоборческих гонений. В комплекс монастыря входили пещерные и наземные сооружения. Кельи для монахов в основном размещались в наземных постройках. Пещерные храмы высекались с большой тщательностью; их стены покрывали фресковой живописью с изображениями святых или сцен из Священного писания.
    В 1299 г., когда орды Ногая огнем и мечом прошли по юго-западному Крыму, Инкерманский монастырь, видимо, избежал разгрома. Но позже он пришел в упадок и запустение, лишившись прихожан в связи с переселением христиан из Крыма (1778 г.) В 1850-1852 гг. был восстановлен Синодом и назван Инкерманским скитом святых Климента и Мартина. В это время построены наземные здания — церкви, гостиничный и жилые дома. На территории крепости, которую занял монастырь, находились трапезная и церковь св. Николая, возведенная в 1907 г. в память о Крымской войне.
    Инкерманский скит был закрыт в 1926 г. Во время войны в подземных помещениях монастыря находился штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, а также запасная радиостанция командующего ЧФ. Рядом с входом в храмовый пещерный комплекс установлен памятник, бойцам дивизии. В 1991 году монастырь был снова открыт, и к сегодняшнему дню большая часть его построек и храмов восстановлена. Особую роль в его восстановлении сыграли архимандрит Августин и иеромонах Агапит, трагически погибшие в 1996 году. Братия похоронила их во дворе обители под скалой.
''Процветший Крест''    Для осмотра пещерных храмов можно спуститься по лестнице, вырубленной в скале. Она проходит через несколько пещер — вероятно, хозяйственного назначения. Первое помещение слева по коридору — храм св. Мартина, высеченный в 1867 г. В полу и стенах церкви — усыпальницы. Рядом — храм св. Климента; археологи предполагают, что он основан в VIII-IX вв. Храм св. Климента представлет собой трехнефную базилику. Два ряда колонн делят помещение на три нефа. На стенах сохранились фрагменты росписи XIX в. От глубокой древности в алтарной части храма остался, вырезанный в камне "процветший крест". В конце коридора находится помещение с вырубленными в скале скамейками.
    В монастырской гостинице останавливался А.С. Грибоедов, посетивший Крым в 1825 г. В дневнике он записал:"Самое фантастическое, что я видел в Крыму, — это ночной Инкерман".

Read More
07 Июл
0

Объединение санаторно-курортных здравниц ТАВРОСС

Объединение санаторно-курортных здравниц ‘ТАВРОСС’

Некоммерческое партнерство ‘Объединение санаторно-курортных здравниц ‘ТАВРОСС’ создано по инициативе Фонда ‘Москва-Крым’, в целях реализации Протокола ?2 к Соглашению между органами представительной и исполнительной власти АР Крым и г. Москвы о сотрудничестве в торгово-экономической и гуманитарно-культурной областях от 26 августа 1998 года, распоряжением мэра г. Москвы ? 87-РМ от 25 января 2000 года со следующими основными целями:

  • содействие повышению заполняемости и эффективности работы здравниц, построенных на средства предприятий и организаций города Москвы и регионов Российской Федерации, а также для содействия улучшению качества предоставляемых ими санаторно-курортных услуг;
  • содействие российским организациям и предприятиям в оформлении имущественных прав на санаторно-курортные объекты, находящиеся на территории стран СНГ и Балтии, построенные на средства этих организаций и предприятий;
  • удовлетворение потребностей жителей Москвы и регионов Российской Федерации в обеспечении их санаторно-курортным отдыхом и лечением;
  • инвестирование в реконструкцию санаторно-курортных объектов членов партнерства

Основными учредителями партнерства являются Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и Фонд развития экономических и гуманитарных связей ‘Москва-Крым’.

В настоящее время Объединение является крупнейшим туроператором Крымского региона. Для оперативного решения поставленных задач, было создано полномочное представительство ОСКЗ ‘Тавросс’ в Автономной республике Крым — Дочернее предприятие ‘Инвестиционно-строительная группа ‘Курортстройинвест’.

В объединении большой выбор здравниц специализирующихся на лечении всего спектра заболеваний: верхних дыхательных путей, туберкулеза, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых заболеваний, желудочно-кишечного тракта, гинекологии, урологии. Многие здравницы являются уникальными не только на пространстве бывшего СССР, но и в мире.

Адрес: 103045, Москва, Б. Головин пер., д.2;
Телефон: (095) 730-0301, 730-0306
E-mail: info@tavross.ru

Read More