Архивы АРХИТЕКТУРА КРЫМА - Фонд «Москва-Крым» Фонд «Москва-Крым» Архивы АРХИТЕКТУРА КРЫМА - Фонд «Москва-Крым»

Рубрика: АРХИТЕКТУРА КРЫМА


АРХИТЕКТУРА

Рассказ об одной московской коллекции по крымско-татарской архитектуре
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым" 2002
А.И. Куркчи

Крым, представленный в данной подборке иллюстраций, не похож на привычный курортно-дворцовый или монастырский Крым. У того Крыма своя история. У этого, состоящего, временами, из дощатых лачуг, домов с земляным полом и накатом крыш из глины и мелкой соломы, своя судьба. Такого Крыма больше нет, во всяком случае, нет того исторического лица, которое было бы столь тесно связано с татарским населением Крымского полуострова. Сегодня это историческое и архитектурное своеобразие почти исчезло, сменившись неоригинальными шаблонными постройками. Ныне и сами крымские татары не наследуют, да и не могут наследовать корневую основу старого жилища. Появившиеся в последние два десятилетия дома не похожи на стародавний отеческий Крым предков.

Усадьбы Крыма в первые годы Советской власти
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым" 2002
А.А. Галиченко

16 ноября 1920 г. на всей территории Крымского полуострова окончательно установилась советская власть. Ровно через месяц, вышел приказ ‘изъять из частного владения как разных ведомств, так и частных лиц, все имения Южного берега Крыма в районе от Судака до Севастополя включительно’. По данным статистики, только в Ялтинском районе до революции насчитывалось около 130 крупных и мелких помещичьих владений, не считая небольших усадеб в городах и курортных поселках Ялты, Алушты, Гурзуфа, Алупки и т.д. Туда входили наполненные художественными сокровищами знаменитые дома и дворцы, сады и парки, виноградники и прочие сельскохозяйственные угодья, ранее принадлежавшие представителям царской фамилии, дворянской знати, промышленной и финансовой элиты России.

О Бахчисарайском дворце и его реставрации
Н.П. Кондаков. Искусство и художественная промышленность. 1899, ? 6.
бахчисарайский дворецН.П.Кондаков — великий историк, создатель целой школы в русской и европейской исторической науке. Как и многие другие выдающиеся наши ученые начала века он посвящал много сил не только специальным исследованиям, но и распространению культуры, искусства и исторических знаний. Его очерк, посвященный Бахчисарайскому дворцу и истории его реставрацииотносится к числу лучших произведений в жанре популярной историко-культурной литературы. В дальнейшем мы постараемся разместить на сайте и другие его популярные произведения из цикла "Русские древности в памятниках искусства", написанном Н.Кондаковым вместе с графом И.Толстым.


ЛИТЕРАТУРА

Ольга, Сергей, Иван ШмелевыПо следам героев эпопеи И. Шмелева "Солнце мертвых"
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым" ? 4 Москва 2002 г.
Иван Сергеевич Шмелев с 1918 по 1922 г. жил и творил в Алуште. Ему довелось стать свидетелем таких жутких последствий Гражданской войны, как красный террор (жертвой которого стал и сын писателя, 24-летний Сергей Шмелев, белый офицер-инвалид, расстрелянный в Феодосии в январе 1921 г.), разруха, голод. Ужасы эти И.С. Шмелев отобразил в документальной эпопее ‘Солнце мертвых’. Поскольку ряд прототипов героев ‘Солнца мертвых’ были подвергнуты репрессиям еще при И.С. Шмелеве, а другие вряд ли могли избежать репрессий в дальнейшем, была предпринята попытка выявить в архиве Главного управления Службы безопасности Украины в Крыму их судебно-следственные дела.

Нагрудный знак Белой армии ''За защиту Крыма'' Добровольцы
Повесть крымских дней

Николай Раевский
Мужики-подводчики и лодочники стоят, снявши шапки. Офицеры и солдаты держат под козырек. Перед строем юнкеров главнокомандующий. Сирены молчат. Каждое слово слышно.
      — Вы исполнили свой долг до конца и можете с высоко поднятой головой смотреть в глаза всему миру. Человеческим силам есть предел. Нас не поддержали, и мы истекли кровью. Когда мы уйдем на чужбину, здесь не раз вспомнят об улетевших орлах, но будет поздно… Доблестные атаманцы, дорогие мои орлы! В последний раз на родной земле… за нашу гибнущую родину, за великую… за бессмертную Россию… ура!

См. также "Тихий Крым" белого капитана Н. Раевского предисловие к повести Н.Н. Митрофанова.

Дом Поэта. Прошлое и настоящее
О судьбе музея Максимилиана Волошина в Крыму

Этот Дом, построенный поэтом, мыслителем и художником Максимилианом Александровичем Волошиным по собственному проекту в 1903-1914 гг., является подлинным "ковчегом" русской литературы и искусства, сохранившим в мемориальной части всю обстановку того времени, бесценные архивы и библиотеку, собрание картин и акварелей. На протяжении всего ХХ века Дом Поэта был удивительным культурным и духовным центром, прочно занявшим свое место в ряду таких очагов отечественной культуры, как Абрамцево, Поленово, Ясная Поляна, Михайловское.

Крым в русской поэзии
Фрагменты из сборника "Прекрасны вы, брега Тавриды…" М. 2000
Стихи знаменитых русских поэтов, посвященные Крыму. Большая антология "Крым в русской поэзии" выставлена частично. В дальнейшем мы опубликуем ее полностью.


ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ КРЫМА

Дом музей А.П. Чехова в Ялте
Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904. Здесь написаны повесть "В овраге", рассказы "Дама с собачкой", "Архиерей","На святках", "Невеста", пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", отредактировано первое Полное собрание сочинений.


ЖИВОПИСЬ

Эммануил Борисович Бернштейн
Т.И. Моргунова
Особенность изобразительного метода Эммануила Борисовича заключается прежде всего в нетрадиционном выборе места, откуда он пишет. Именно поэтому так узнаваем Крым, его не спутаешь с Кавказом или другим южным краем. Первые работы о Крыме Э.Б. Бернштейн создал много лет назад. Часть его крымских акварелей были изданы в начале 1960-х гг. в виде почтовых открыток. Именно тогда мастером и был создан обширный цикл видов Крыма.

Иван Константинович Айвазовский
Т. С. Трубнякова, директор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.
Памятник Ивану Константиновичу Айвазовскому Иван Константинович Айвазовский — уроженец Феодосии (1817-1900). Став знаменитым художником, академиком пяти европейских академий, он мог бы поселиться в любом уголке мира, однако для постоянного места жительства живописец избирает милую сердцу Феодосию, красоту которой он никогда не уставал писать. Здесь он прожил долгую и счастливую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь.
        У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: «Феодосия — Айвазовскому». В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии.