Об одной московской коллекции по крымско-татарской архитектуре

07 Июл
0

АРХИТЕКТУРА

Рассказ об одной московской коллекции покрымско-татарской архитектуре

     Крым, представленный в данной подборке иллюстраций, не похож на привычный курортно-дворцовый или монастырский Крым. У того Крыма своя история. У этого, состоящего из жилищ, временами — дощатых лачуг, домов с земляным полом и накатом крыш из глины и мелкой соломы, своя судьба. Такого Крыма больше нет, во всяком случае, нет того исторического лица, которое было бы столь тесно связано с татарским населением Крымского полуострова. Сегодня это историческое и архитектурное своеобразие почти исчезло, сменившись неоригинальными шаблонными постройками. Ныне и сами крымские татары не наследуют, да и не могут наследовать корневую основу старого жилища. Появившиеся в последние два десятилетия дома не похожи на стародавний отеческий Крым предков.
Исмаил Куркчи фото 1929      На помещенных в публикации фотографиях мы имеем дело уже с историческими реликвиями, сохранившимися либо на открытках, либо, как в данном случае, в коллекции, состоящей из оригинальных фотоотпечатков, негативов и стеклянных пластин, а также на листах архитектурно-строительных обмеров и рисунках. Коллекция фотографий, по сути — архив старых снимков — была создана моим отцом, Исмаилом Османовичем Куркчи (1908-1991). Он занялся фотографией, точнее, фотографическим искусством, еще в середине 1920-х гг., когда покупка фотоаппарата была событием. Интерес к фотографии проявлял и его отец, Осман Куркчи. Он был старостой ремесленного цеха ковровщиков и овчинников Бахчисарая, мастером-владельцем особой отрасли — изготовление каракулевых шуб, шедших в модные в начале 1900-х гг. меховые салоны. Часть его продукции вывозилась во Францию, благодаря чему он побывал на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, где получил Золотую медаль, которая помогла ему сохранить свое имущество во время недолгой немецкой оккупации времен Гражданской войны.
      Осман Куркчи одобрил покупку сыном в 1923 г. одного из первых германских фотоаппаратов. Сын стал снимать людей, виды улиц и технологические приемы ковровщиков. Более того, сам Осман Куркчи увлекся фотографированием и запечатлел на снимках некоторые образцы своего ремесла. В дальнейшем отец и сын помогали в составлении каталога ханского хранилища Бахчисарайского музея.
      Исмаил Куркчи учился в конце 1920-х гг. в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), созданных в Москве в 1920 г. путем слияния Свободных художественных мастерских, образованных на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (в 1926 г. преобразовано во ВХУТЕИН). В 1934 г.
      И. Куркчи окончил Московский архитектурный институт.
      Поступив на работу в одну из архитектурных мастерских академика архитектуры Ивана Фомина, Исмаил Куркчи в первый же сезон отправился на натуру в горные части Крыма, Бахчисарай и Ускют, с фотоаппаратом, треногой и альбомом для рисования. Так начиналось то, что сегодня можно назвать коллекцией.
      В Крыму профессиональные дореволюционные фотографы, которым теперь удавалось зарабатывать на коллективных снимках купающихся в море курортников, сохранили старую выучку и умение обращаться с натурой. Они помогли начинающему архитектору освоиться с некоторыми техническими приемами, но в основном у него срабатывали интуиция и внутреннее ощущение точности кадра. Его собрание фотографий не было любительством (в это же время он проявлял интерес к кино и кинооператорской работе), скорее всего, в интересе к натуре сыграла роль его профессиональная ориентированность на исследование особенностей старокрымской татарской, а точнее, мусульманской архитектуры в целом.
      Главной работой И. Куркчи стала в те годы диссертация по истории жилища крымских татар в связи с особенностями горно-приморской традиции жизни этноса, культуры. Консультировали его такие светила отечественного востоковедения и крымоведения, как И.Н. Бороздин, Б.А. Куфтин, Б. Денике.
      В 1937-1938 гг. И.О. Куркчи был командирован для исследовательских архитектурных замеров в Среднюю Азию: старую Бухару, Самарканд, Шахрисябз. Готовился к поездке в Турцию, где тогда с помощью СССР строился текстильный комбинат в Кайсери, — И.О. Куркчи был главным архитектором проекта. Арест братьев (Аблая, Омера и Усеина) и многих других родственников положил конец командировкам и фактически работе над диссертацией. Однако подготовка рукописи шла своим чередом, незаметно и очень медленно. Последние фотографии по теме работы датируются
      1940-м г. Во время войны рукопись диссертации была утеряна. И.О. Куркчи находился в действующей армии, и за сохранностью имущества, оставшегося в Москве, некому было следить.
      Название диссертации И.О. Куркчи звучало так: ‘Архитектура жилых помещений крымских татар’. Для этой работы были сделаны сравнительные оценки жилища и жилого пространства других крымских этносов — греков, немцев, болгар, караимов. С утерей материалов история архитектуры лишилась одного из звеньев своего развития, но все-таки остались фотографии, альбом рисунков и обмеров и др. По ним вполне возможно произвести реконструкцию того, что было, и, возможно, это могло бы стать темой особого исследования, любопытного с точки зрения самой архитектуры. Сохранившиеся фотоснимки жилищ и жилого пространства горного Крыма являются примером того, как в эпоху всеобщей информатизации и сверхинтенсификации знаний эти ‘картинки’ послужат толчком для создания электронной версии обмеренных и сфотографированных объектов архитектуры. Это и послужит восполнением недописанной и неизданной диссертации.
      Все представленные здесь фотографии сделаны в 1930-е гг. и относятся к району Бахчисарая, самому городу и обширному району исторического заповедника старотатарской культуры Ускюта (ныне село Приветное). За пределами публикации остаются хранящиеся в коллекции фотографии других районов Крыма: довоенного Севастополя, Южного берега, степных мест около Керчи. Мы не даем отдельные подписи под каждой фотографией в силу технических причин, за что и приносим любителям старины Крыма свои извинения. Характер публикации не позволяет углубляться в источниковедческую природу собранного когда-то текстового материала. Мы так же не вдаемся в предметную специфику самого феномена горного и предгорного жилища. За последние 60 лет изданы труды и альбомы по истории жилища горных районов мира. Однако горный Крым, на наш взгляд, все еще остается белым пятном, требующим к себе чуткого внимания.

А.И. Куркчи

      P.S. Редакция надеется, что в последующих выпусках альманаха появятся новые публикации этой уникальной коллекции.