Архивы Жития Святых Таврических (Крымских) Чудотворцев - Фонд «Москва-Крым» Фонд «Москва-Крым» Архивы Жития Святых Таврических (Крымских) Чудотворцев - Фонд «Москва-Крым»

Рубрика: Жития Святых Таврических (Крымских) Чудотворцев

Жития Святых Таврических (Крымских) Чудотворцев

Сост. Д. Струков. Москва, 1878.
‘Аз бо хощу по прежнему зде учинити Русь.’
Слова неизвестного святого,
сказанные священнику Иакову
в 1636 г. бывшему при посольстве в Крыму.
Румянц. Библиот. ?363.

Жители Крыма по древним преданиям [1] были просвещены светом христианского учения в I веке по Р. Х. апостолом Андреем Первозванным; после него, в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент папа Римский. С начала IV века до наших дней мы имеем достоверно известный непрерывный ряд православных епископов, [2] управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская. Православные жители Тавриды постоянно находились в духовной борьбе с язычеством, магометанством и иудейством, подвергались всевозможным гонениям и лишениям, но побеждали гонителей своим терпением и стоянием в вере; в среде этих жителей мы видим святых угодников Божиих, почитаемых православною Церковью. Вероятно, кроме известных нам сейчас были и иные Богу угодившие святые люди, но исторических сведений о них еще не найдено. Надо ожидать времени, определенного неисповедимым промыслом Божиим, когда археологические изыскания, дадут новые исторические указания о неизвестных теперь святых.

Предлагаем вниманию читателей ряд кратких жизнеописаний святых угодников, публикуемых по книге исследователя крымских христианских древностей Дмитрия Михайловича Струкова.

Св. Апост. Андрей Первозванный
Климент, Епископ Римский, Корнилий, Фив
Св. Василий, Епископ Херсонесский
Св. Ефрем, Епископ Херсонесский
Св. Евгений, Епископ Херсонесский
Св. Елпидий, Епископ Херсонесский
Св. Агафодор, Епископ Херсонесский
Св. Еферий, Епископ Херсонесский
Св. Капитон, Епископ Херсонесский
Св. Мартин, Епископ Римский
Св. Стефан, Епископ Сурожский
Св. Иоанн, Епископ Готский
Свв. Кирилл И Мефодий, Просветители Славян
Св. Евстратий, Преподобный Печерский
Св. Василий, Епископ Сурожский
Св. Савва, Архиепископ Сурожский
Благоверный Константин, Князь Мангупский
Св. Неизвестный По Имени
Священник, Убитый Турками

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДНИ ЧЕСТВОВАНИЙ ТАВРИЧЕСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Января 9. св. Василия, епископа Сурожского
Февраля 14. св. Кирилла, епископа Моравского, в мире Константина.
Марта 7. свв. Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агофодора, Еферия и Капитона, епископов Херсонесских.
28. св. Евстратия, инока Печерского, мученика Корсунского.
Апреля 2. св. Саввы, архиепископа Сурожского.
14. св. Мартина, епископа Римского, мученика Инкерманского.
Мая 21. св. ;Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана.
Июня 26. св. Иоанна, епископа Готского.
Июля 15. св. Владимира, во св. крещении Василия, князя Киевского.
Октября 4. св. Константина, князя Мангупского, в иноках Кассиана.
Ноября. 25. св. Климента, епископа Римского, мученика Иикерманского
Декабря 6. св. Елпидия, епископа Херсонесского
15. св. Стефана, епископа Сурожского.
21. св. Капитона, епископа Херсонесского.

 

ПЕВЕЦ ПРАВОСЛАВНОЙ ТАВРИДЫ
Слово об авторе книги ‘Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев’

Имя Дмитрия Михайловича Струкова сегодня почти забыто. А между тем этого московского историка, археолога и художника, знатока древнерусского искусства, хорошо знали во второй половине XIX века и в Москве, и в Крыму. Его статьи и заметки о таврических святых, древних храмах и монастырях полуострова часто появлялись в печати. Результатом неоднократных посещений Крыма археологом Струковым было открытие остатков многих замечательных памятников:

 

  • [1] Об этих преданиях есть много разномыслий между учеными исследователями: одни заботятся уничтожить мнение о пребывании ап. Андрея в Тавриде, не находя исторически верных свидетельств, сохранившихся от I века, а сказания писателей III и IV века считают незаслуживающими доверия; другие, к числу коих принадлежит преосвящ. Макарий, историк Русской Церкви, признавая писателей III и IV века, как близких к жизни Апостола, имевшими возможность слышать о месте проповеди Ап. Андрея из вторых уст, — признают за достоверность авторитеты таких писателей, как Ориген (200-258), ученик Климента Александрийского, который сам был ученик Пантена и обращался с другими мужами Апостольскими. Ипполит (222). Ученик св. Иеринея, который близко знал св. Поликарпа, ученика апостола Андрея. В IV веке: св. Дорофей (307-322), епископ Тирский, собиравший сведения об св.
    Ап. Андрее по древним греческим и еврейским документам, уже более подробно описывает путешествие св. апостола. Этим сказаниям доверяли последующие писатели, дополняя существовавшими преданиями. Так Кипрский еписк. Епифаний (ум. 403) и Сафроний (ум. 390) пишут, как передали нам предки, Андрей проповедовал Согдианам (Сугдея, Солдая, Сурож). Никита Пафлагон (ум. 873), основываясь на древних сказаниях, говорит, что св. Апост. Андрей проповедовал Таврам. Епифаний, писатель IX века говорит, что св. Апост. Андрей достиг границы Боспорского царства у Киммерийского пролива, прибыл в Феодосию, и оттуда берегом в Херсонис, где оставался долгое время. Основываясь на соображениях преосвященного Макария и преданиях, которые признавали за вероятные другие русские исследователи, а также на предании, искони укоренившемся в потомках жителей древней Тавриды, и на древнейших памятниках христианства, можно признать, что действительно св. Андрей был насадителем первых начал христианства в Тавриде.
  • [2] Древне-Христ. пам. в Тавриде. 1876