СВ. АПОСТ. АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ


Апост. Андрей родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города, лежащего на берегу Генисаретского озера, сын Ионы, брат апостола Петра, и подобно ему, рыбарь; был учеником святого Иоанна Крестителя и потом первый пошел вслед Иисуса Христа. После сошествия Святого Духа отправился на проповедь Евангелия, посетил некоторые области Азии, откуда пришел в Грецию и основал в Византии епископскую кафедру, на которую поставил епископом Стахия; Эпир и Пелопонес были местом его проповеди. Апостол, находясь в г. Аргосе, посрамил красноречие и умствование софистов;[3] из Аргоса святой отправился к брегам Черного моря, был в Синопе, оттуда посетил землю Иверскую, Сванетию, Осетию, где находится город Фостофор,[4] шел по горам Кавказа и из Севастии достиг берегов Тавриды, где был в гор. Босфоре (Керчь), потом отправился в Феодосию. Если признать это сказание верным, то, судя по сохранившимся древним следам христианства, можно определить путь апостола далее по Тавриде:[5] чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею, горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, останавливался для проповеди слова Божия, ибо есть водопад, сохранивший название ‘Ай-Андре’, вероятно в память Апостола; близ водопада существуют развалины храма — древнего способа кладки камня. Далее чрез Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Юрьзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, чрез Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петр, Байдарскою долиною в Тепе-Кермен, Мангуп, чрез Чоргун в Инкерман. Во время проповеди Апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, ибо чрез 30 лет св. Климент в одном Инкермане встретил 2000 христиан. Из Инкермана берегом бухты в Херсонес, где один из мысов до сего времени сохранил название св. Андрея, быть может, это то место, откуда провожали Апостола для дальнейшей проповеди скифам.[6] Из Тавриды Апостол отправился к месту, где теперь Киев, на одной из гор Киевских водрузил крест, и предсказал о православии, которое со временем здесь будет сиять. Из Киева св. Андрей по Днепру и другим рекам отправился в Новгород;[7]
посетил страны прибалтийские, откуда обратно переехал в Грецию и поселился в Патрах Ахайских, где претерпел гонение от проконсула Егеата за веру во Христа и был, наконец, распят 30 ноября[8]. Год же кончины Апостола определенно неизвестен.[9]

Св. Андрей Первозванный подобием: сед, власы густы, терховы, брода подоле мало Богословли, на двое мало, риза апостольская, санкир с белилы, изпод вохра с белилы, свиток держит обема рукама, ноги босы; бяше же святый телом не мал, но велик зело, мало же поклонен, долу зря великим носом. (Икон. Подлин. Свод. Ред. XVIII века. Мос. 1876 г. Стр. 203.)


  • [3] Библейско-Биографический Словарь Яцкевича. Т. 1. Стр. 61.
  • [4] Истор. Христианст. в Рос. Макария 1868. Стр. 16.
  • [5] Древние памятники христианства в Тавриде. 1876.
  • [6] Есть древнее предание, что в Тавриде св. Апост. Андрей проповедовал слово Божие и составил алфавитарь русских письмен. Муравьев. Жит. Св. рос. Церкв. 1860 г. стр. 261. Но что это за сказание о русских письменах? И какой русский народ, которому принадлежал алфавитарь?
  • [7] На Ладожском озере в монастыре Валаамском есть предание о пребывании Апост. Андрея. Нива. 1878. ? 30. Стр. 542.
  • [8] Одни из ученых по некоторым соображениям относят к 64 г. по Р. Х.; другие к 73, третьи к 80, четвертые к 95; третье мнение, т.е. 80 года нашему историку преосвященному Макарию представляется более вероятным. Ист. Христ. В Рос. Макария 1868. Стр. 22. Прим. 39.
  • [9] Часть св. мощей Апост. Андрея, а именно кисть правой руки находится в Московском Успенском Соборе.