СВ. ИОАНН, АРХИЕПИСКОП ГОТСКИЙ

Иоанн, сын Льва и Фотины, живших в селении Партенит, в Таврической Готии.[54] Фотина молила Бога, чтоб он даровал ей плод, который обещала посвятить Господу; молитва была услышана и у ней родился сын, по имени Иоанн, выросши он избрал себе жизнь[55] подвижническую, совершая добрые дела, почему имя его с юных лет было известно окрестным людям, а слава о богоугодной жизни дошла до Константинополя, где в это время царствовал Константин Копроним (741- 775). Около 775 г. жители Готии выразили желание иметь епископом у себя св. Иоанна, вместо прежнего епископа, заразившегося иконоборческою ересью,[56] за что возведен царем иконоборцем в сан митрополита Гераклеи Фракийской. Святой Иоанн во время смут иконоборческой ереси. Оставил Сурож и уехал в Иерусалим, где пробыл три года, а по возвращении оттуда, приблизительно около 759 года, как ревностный поклонник икон и поборник православия, согласно желанию Сурожского народа видеть себя епископом, — Иоанн был отправлен в Иверию (Грузию) для посвящения во епископа, ибо в Царьграде и во всей Греции в это время высшая иерархическая власть была заражена ересью иконоборства. Католикос Грузии в Мцхетском патриаршем храме у митрополичья столба хиротонисал св. Иоанна во епископа Готии; св. Иоанн по возвращении в Сурож, оправдал избрание народа, неприкосновенно сохрнял догматы Православной Церкви и правую веру, заботясь о научении паствы истине православия, потом отправил с диаконом своим Лонгином послание к патриарху Иерусалимскому Феодору, прося, чтобы он созвал собор, и прислал к нему изложение веры; патриарх исполнил его просьбу; после собора. Бывшего в Иерусалиме в 763 г., на котором заседал диакон Лонгин, представителем св. Иоанна, — патриарх послал к нему изложение веры с пояснительными текстами из священного писания Ветхого и Нового Завета, а также мнение Отцов Церкви о святых иконах, честных мощах и о заступничестве в молитвах святых угодников, что получено было в Тавриде ранее 767 года. Святой по смерти императоров Константина (775) и Льва (780), при воцарении Ирины и сына ее Константина приехал в Царьград, где всем говорил со свободою и дерзновением о принятии святых икон в православной церкви, а затем воротился в Тавриду на свою кафедру. В 787 г., на Вселенский Собор в Никее, св. Иоанн отправил, вероятно, по преклонности лет, вместо себя диакона Кирилла, который и подписывался под актами собора. Около 787 г. Готиею завладели хазары, заняли крепость Дорос вооруженными людьми; тогда св. Иоанн, по соглашению с князем готским и народом, изгнал хазар из крепости и завладел горными проходами (елисурами, клисурами); но вслед за сим некоторые дурные люди из готов выдали св. Иоанна хазарам, которые посадили святого в темницу города Фулы, где он переносило тяжкие страдания, когда узнали об этом верующие готы, то приняли меры к освобождению излюбленного святителя, отправив его в Амстраду. Чрез четыре года, во время бунта у хазар, каган их был убит; когда весть об этом дошла до св. Иоанна в Амастриду, то святой исповедник сказал: ‘И я, братия мои, отхожу по истечении срока дней судиться с гонителем моим пред Судиею Богом’. В сороковой день св. Иоанн, уча слову Божию и наставляя всех в делах спасения, предал душу в руки Божии, согласно со своим предсказанием 26 июня 791 года. После кончины святого, тело его епископ Амастридский Георгий в сопровождении жителей города положил на корабль,[57] и повезли в Готию на Таврический полуостров 27 июня на место его родины и кафедры; корабль пристал в бухте села Парфенит 28 июня во время всенощной; святыню погребли в храме св. Апостолов,[58] находящемся от бухты Парфенитской в версте у подошвы горы Аи-Даг. Сей преподобный муж, украшенный дарами веры, творил многие чудеса, из которых некоторые записаны современниками: так, когда ученик его Лонгин возвращался из Иерусалима, попался в плен сарацинам и был приговорен к распятию на кресте, но, обратясь в молитве к заступлению преподобного, получил избавление от казни. Также он исцелил в Фуллах отрока, покрытого язвами. Один человек несправедливо укорял преподобного в измене своей родине, тогда этот нечестивец внезапно был сброшен с коня и испустил дух. Два человека ссорились между собою из-за вина, находящегося в бочке, и не захотели примириться, не смотря на посредничество преподобного; когда он ушел, то нашли вино сгустившимся в бочке так, что они вырезали его, как сыр, и выбросили вон.

Св. Иоанн подобием: надсед, власы с ушей кратки, брада короче Власиевы, ризы святительские и омофор. (Икон. под. свод. ред. XVIII века. Мос. 1876. Стр. 373).



  • [54] Отец Льва жил в Малой Азии, близ Синопа, в местечке Воло, около нынешней Коломана, занимал должность кондорфа (копьеносца) в области Армениаков, откуда переехал в Тавриду. Жур. Мин. Нар. Пр. 1878. Т I. Стр. 132.
  • [55] ‘Русско-Византийские отрывки. Васильевский». Журн. Мин. Нар. Прос. 1878. Т I. Стр. 126-129 Вершин. Мес. 1856. Стр. 77. Родион. Стат. Храм. Истор. опис. Тав. эпар. 1872. Стр. 36. Макарий Истор. Христ. в Рос. 1868. Стр. 62. Прил. 149.
  • [56] Византийский император Лев Исаврянин (716-741) замыслил обратить аравитян — магометан к христианству, но препятствием оказалось иконопочитание, почему Лев издал указ, запрещающий иконопочествование, но это распоряжение встретило сопротивление от патриарха Германа и всех православно-верующих. Тогда император низложил патриарха, а на прочих непокорных указу воздвиг жестокое гонение, соединенное с мучениями (Ист. Христ. Прав. Цер. Руднева. 1875. Стр. 59-60).
  • [57] Сергий. Мес. вост. Т. II. Ч. II Стр. 142. Русско-византийск. Отрывки Ж. М.Н. П. 1878. Т. II.
  • [58] Построенном самим Иоанном Исповедником, что видно из надписи, найденной при откопании храма в 1871г., часть стен сохранилась до настоящего времени.