СВВ. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯН

Кирилл и Мефодий[59] были родные братья, происходили от солунского вельможи. Кирилл (до монашества Константин) воспитывался при константинопольском дворе, вместе с малолетним императором Михаилом III (855-867); у знаменитого Фотия он учился словесным наукам и логике, потом слушал философские и математические науки, а когда, наконец, вступил в духовное звание, был библиотекарем и исправлял должность учителя философии. Мефодий, после домашнего воспитания, поступил в военную службу и несколько лет был правителем в одно слвяно-греческой области, а потом оставил свет, и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах. В 858 году[60]
император отправил обоих братьев для проповеди слова Божия хазарам, они отплыли на корабле в Херсонес, сопредельный с хазарскою областью, и оставались там на некоторое время, для изучения языка хазарского; здесь же Кирилл изучал и жидовские книги для прения в вере. Самарянин, живший по соседству со святыми братьями, принес свои книги Кириллу, желая испытать его мудрость; блаженный, хотя и не мог разуметь их, но, уповая на Бога, заключился в своей храмине, и, став на молитву, испросил у Господа дух ведения языков, данный некогда апостолам, после чего свободно начал читать самарянские книги; изумился самарянин, видя это чудо, и воскликнул: ‘Во истину, верующие во Христа приемлют и благодать св. Духа!’ после чего, вскоре крестился. В Херсонесе св. Кирилл нашел Евангелие и псалтырь, русскими письменами написанные, и нашелся человек, знающий русский язык, через которого св. философ познакомился с русскою азбукой и, сотворив молитву к Богу, начал к удивлению многих, свободно читать и изъяснять русские книги. Еще будучи в Царьграде св. Кирилл слышал о мощах священномученика Климента, епископа Римского, сокрытых издавна на дне морском: по молитве св. Кирилла и епископа Херсонесского Георгия, мощи св. Климента были обретены и с честью положены в церкви 12 апостолов в Херсонесе; часть мощей св. братья получили себе в благословение для чествования вне Тавриды. Между тем воевода хазарский окружил Херсонес своими полчищами, и гражданам угрожала большая опасность; тронутый их мольбами св. Кирилл отправился во вражеский стан и своею проповедью обратил хазарского князя ко Христу. На обратном пути святого из стана напали на него дикие Угры, покушаясь убить, но святой нисколько не устрашился их и не прерывал своей молитвы; изумились Угры спокойствию человека Божия, начали ему кланяться и просить прощения. В Херсонесе, однажды вечером святые братья были у архиепископа и св. Кирилл обратился к нему с просьбою: ‘Помолись, отче, обо мне, как бы мог молиться обо мне родной отец’; некоторым из присутствовавших там слова святого показались, странны, тогда спросили его наедине, почему он предложил просьбу в таких выражениях, на что Кирилл отвечал: ‘Завтра утром архиепископ оставит нас и отойдет к Господу’; предсказание святого сбылось, архиепископ на утро скончался. Из Херсонеса святые братья, сев на корабль, отплыли на Меотийское озеро, в пределы хазар, где были приняты с великою честью и имели препирательство о вере с хазарскими мудрецами. На обратном пути от хазар шли по южному берегу Тавриды, и дорогою узнали, что жители города Фуллы суеверно чтут большой дуб сросшийся с черешнею, и совершают пред ним жертвопрношения; тогда философ отправился к жителям Фулы, увещевал их оставить обычай неразумного чествования, представляя пример, что греки кланялись лучшим тварям, небу и земле, и за то пошли в вечную муку; тогда жители вразумились мудрыми речами святого. И в его присутствии срубили дерево и с корнем сожгли. По возвращении в Константинополь из этой миссии, святые братья были посланы для той же цели к славянам в Моравию, где составили славянскую азбуку, перевели книги св. писания и научали народ Христовой вере на славянском языке, на котором совершали и богослужение, что не было приятно ни немецким епископам, ни епископу Римскому Николаю, который потребовал Кирилла и Мефодия в Рим; тогда они отправились к епископу римскому с частью мощей св. Климента, но не застали Николая в живых, а новый епископ, Адриан II, принял их благосклонно и одобрил службу славянскую: часть же мощей св. Климента, была торжественно встречена папою Адрианом со всем духовенством и гражданами Рима, потом положена в церкви св. Марии. Св. Кирилл скончался схимонахом в Риме, на 42 году жизни 14 февраля 869 года, погребен в храме св. Климента, а Мефодий возвратился к славянам; возникшие междоусобия в Моравии заставили его со своими учениками удалиться в Паннонию; паннонский князь Коцел принял Мефодия весьма благосклонно и испросил ему от епископа римского сан архиепископа паннонского. Немецкие епископы, желая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Адриану I, что не исповедует он происхождения св. Духа ‘и от Сына’ и распространяет славянскую службу. Адриан, запретив славянское богослужение, вызвал св. проповедника в Рим, — Мефодий явился, и оправданный на римском соборе возвратился с прежними правами в Моравию, где скончался среди апостольских трудов 6 апреля 885 года. Церковь совершает память св. Кирилла и Мефодия 14 февраля и 11 мая.

13 и 14. Свв. Кирилл и Мефодий, просветители Славян. Кирилл подобием: стар, сед вельми, брада аки Василия Кесарийского, на концы подвоилась, риза крестечная, исподняя санкирия, во омофоре, в руках Евангелие. Нецыи же пишут: ризы преподобнические и в схиме, в руках книга разгнутая, а в ней написана русская азбука: А.Б.В.Г.Д. и прочие .

Мефодий подобием: власы седы, брада долга, аки Власьева, ризы святительские, и омофор, в руках Евангелие. (Икон. под. свод. ред. XVIII века. Мос. 1876. Стр. 271, 341 и 342).


  • [59] Муравьев. Жит. свв. Русск. Церк. 1860. Князев. Проп. Под св. Кир. И Меф. 1866. Вершин. Мес. 1856. Стр. 26. Макар. Истор. Христ. в Рос. 1868. Ч. II. Глав. I.
  • [60] Рудаков. Истор. Христ. церков. 1895. Стр. 86.