КЛИМЕНТ, ЕПИСКОП РИМСКИЙ, КОРНИЛИЙ, ФИВ


Климент родился в Риме от знаменитых родителей язычников: отец его Фавст был римским сенатором[10]. Еще во время младенчества Климентова, мать его Матфидия, вынуждена была оставить Рим и с двумя старшими сыновьями своими, Фавстом и Фавстинианом, отправиться в Афины, но буря занесла корабль на один Азийский остров, где она едва могла найти пристанище в хижине бедной вдовы: дети же ее, братья Климента, после кораблекрушения, найдены морскими разбойниками и проданы. Отец Климента предпринял путешествие для отыскания своей супруги и детей; но когда все поиски его остались тщетными, он, ожесточившись против всего мира, скитался, как нищий по разным странам мира. Прошло около двадцати лет, как Климент, оставшись в Риме среди вcех богатств родительских сиротою, оплакивал и родителей и братьев.

Молва о появлении Иисуса Христа в Иудее увлекла Климента на восток, где уже распространился свет истинной веры. В Александрии св. Климент встретился с Апост. Варнавою и слушал проповедь его о Христе: в Кесарии Стратоновой обрел Апост. Петра и принял от него св. крещение ранее 53 г. по Р.Х.[11] Путешествуя со своим великим наставником и крестителем, новопросвещенный юноша нашел мать свою, потом братьев, уже уверовавших в господа, а наконец и престарелого отца.

Во время первых уз Павла (53 г.) св. Климент страдал с ним в Филипцах; будучи ревностным сотрудником и сего Апост., разделял с ним опасности и труды апостольской проповеди и в других местах; вероятно, о нем Апост. Павел говорит в послании к Филипийцам, называя своим сотрудником в благовествовании[12].

По мнению Епифания, епископа Кинрского (323-402) св. Климент был поставлен во епископа Апост. Петром, но ради мира он уступил кафедру епископства Римского Лину,[13] за которым следовал Аиоклет[14], а после его смерти, по свидетельству Евсевия, занял римскую кафедру Климент в 92 году.[15]
Время после кончины Апост. Петра и Павла с 67 по 92 год св. Климент, вероятно, проводил в подвигах миссионерских, являя в себе пример всех добродетелей христианских и творя чудеса. С вступлением на кафедру Римскую св. Климент много подвизался в устроении Римской Церкви, и вскоре посвятил епископа к Галлам[16]
для приведения их к вере христовой. В 93 и 96 г. показал удивительный пример терпения и самоотвержения во время гонений при Домициане. В 97 г. во время распри между верующими в Коринфе Климент написал послание увещевательное, которое Евсевий называет великим и удивительным. По случаю бывших жестоких гонений на христиан св. Климент разделил Рим между семью писцами для удобнейшего собирания и записывания сведений о мученических подвигах[17]. За обращение в христианскую веру многих римлян, император Троян в 100 г. осудил св. епископа Климента на заточение в Таврические каменоломни, находившиеся в Ахтиаре (ныне Инкерман) в 7 верстах от Херсонеса.[18]

При отправлении св. Климента из Рима, многие, уверовавшие во Христа, обрекли себя на добровольное изгнание со своим архипастырем. По прибытии в Инкерманские каменоломни нашли они до 2000 христиан,[19] из коих некоторые были прежде сосланы из Рима на тяжкие работы, а другие, туземные жители полуострова, вероятно, просвещенные св. Апост. Андреем. Близ места работ не было воды, вследствие молитвы св. Климента, обще со ссыльными, Господь открыл источник, предание указывает до сего времени на колодезь, находящийся между двух скал Инкерманской киновии, как на воду, чудесно явившуюся по молитве св. Климента: слухи об этом чуде распространились по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься; есть сказание, что св. Климент всякий день крестил 500 язычников,[20]
и число христиан до того умножилось, что для них потребовалось устроить новые христианские общины (церкви), которых при жизни св. Климента считалось до 75[21]
.

В Инкерманской скале существует множество жилых долбленых помещений, между коими семь храмов; из них одному предание приписывает честь устроения трудами самого Климента, где он совершал богослужение. Храм этот с алтарною преградою, престолом у стены, жертвенником и седалищем для священнослужащего: в связи с этим храмом есть выдолбленная комната, в которой быть может жил св. Климент.[22]

Слава о быстром успехе евангельской проповеди св. Климента достигла Рима, откуда вышло повеление Трояне умертвить провозвестника истины, и для исполнения этого приказания был послан некто Анфидион, который после различных мучений посадил св. мученика в лодку, и с тяжестью, привязанною на шее бросил св. Климента в море 25 ноября 101 года, против берега Херсонеса, где впоследствии был устроен храм в четь св. Климента, остатки коего сохраняются до сего времени. Верующие христиане молили Бога о даровании им видеть тело св. угодника, о чем, древние составители жития говорят, что Бог услышал молитву верующих: в день мучений и блаженной кончины св. Климента море производило отлив воды от берега на семь дне, и чтящие память св. мученика могли по сухому дну моря ходить и поклоняться нетленным мощам угодника Божия[23]: чудо отлива воды совершалось будто бы до VI столетия.

В IX столетии, когда св. Кирилл и Мефодий находились в Херсоне, Богу угодно было тело св. Климента нетленное вознести на берег, и тогда при торжественном служении мощи его были перенесены в Херсонесский храм 12 Апостолов. На возвратном пути в Рим свв. Кирилл и Мефодий взяли с собою для благословения из Рима часть мощей св. Климента; папа Андриан II, из  благоговения к останкам св. мученика, торжественно сам их встретил со всеми гражданами и положил в храме св. Марии, называемой Фонт.[24] Мощи св. Климента оставались в соборе Херсонеса до Х столетия, когда Князь Владимир, по принятии св. крещения в Корсуни (Херсонес) испросил себе благословение от местного епископа честную главу и часть мощей св. Климента, которые вместе с иконами, церковными сосудами и другими церковными предметами были привезены в Киев.[25] Где же находятся остальные останки св. мученика неизвестно; вероятно, Богу благоугодно, чтобы до времени ему одному ведомому, находились сокрытыми где-либо в Херсоне или Инкермане.

Из многих сочинений, приписываемых св. Клименту, епископу Римскому, только одно послание к Коринфянам, новейшими учеными признается, несомненно, подлинным его произведением, а другое послание к коринфянам и два послания о девстве, хотя не имеют такой достоверности, как первое, впрочем, по духу и содержанию своему признаются вполне достойными св. Климента[26].

Из сочинений, ложно приписываемых святому Клименту замечательны: ‘Воспоминания’, ‘Беседы’, ‘Сокращение деяний, путешествий и бесед’, ‘Два письма к Апост. Иакову’, ‘Письмо к клиру’, ‘Письмо к Юлии и Юлиану’, ‘Письмо к Иерусалимлянам’.

Св. Климент подобием: кудряв, аки Георгий, власы с ушей, сед, брада аки Власия, проста, риза кресты багор, испод вохра с белил, в руке Евангелие. (Иконописн. Подлин. Свод. Ред. VIII века. Мос. 1876. Стр. 200).

КОРНИЛИЙ

Корнилий, ученик и сотрудник св. Климента в деле проповеди Евангелия в Риме, сопровождал его в изгнании, там помогал делу проповеди и распространению христианства. Находился при блаженной кончине своего учителя. Где погребен неизвестно.[27]

ФИВ

Фив — ученик св. Климента, сопровождал его в изгнание на Таврические каменоломни. После мученической кончины св. Климента верующие приписывали силе молитвы Фива и Корнилия отлив воды, для открытия дна морского, где находились мощи св. Климента.[28]

Когда скончался и где погребен Фив неизвестно, но в Х столетии мощи его почивали в Софийском соборе Херсонеса, и часть их св. князь Владимир получил от местного епископа в благословение, которая и была привезена в Киев.[29]


  • [10] Св. Климент 1852. Стр.1.
  • [11] Об отц. Церк. Т. 1. Стр. 8. В Библейско-биографическом словаре год обращения Климента в христианство означен 62.
  • [12] Пос. Ап. Пав. К Фил. IV-3.
  • [13] Поставленный Ап. Петром в 66 г., управлял церковью до 78 г. Библейско-биограф. Слов. Т. II. Стр. 176.
  • [14] Писания муж. Апост. 1862. Стр. 94.
  • [15] Истор. Учен. Об Отцах Цирк. 1859. Т. I . Стр. 9.
  • [16] Словарь библейско-биограф. Т. II. Стр. 167.
  • [17] Св. Клим. Епис. Римс. 1852. Стр. 7.
  • [18] Стат. Хрон. Епис. Римс. 1852. Стр. 7.
  • [19] По сказанию Метафраста, писателя жившего в Х веке, пользовавшегося для своих трудов древними библиотеками и преданиями; большинство последующих историков сказанию Метафраста доверяют.
  • [20] Стат. Хран. Истор. Опис. Тав. Епар. Родион. 1872. Стр. 3.
  • [21] Основание общин с рукоположением для каждой группы верующих особого священнослужителя вело без сомнения к устройству особых помещений для совершения таинства и обрядов, требуемых христианским богослужением, для чего могли быть устрояемы отдельные храмы. Также можно предположить, что в христианские храмы обращали и молитвенные помещения прежнего вероучения туземцев. Не оттого ли пещерные храмы, сохранившиеся до наших дней, имеют самобытный характер, различный от древних храмов, имеющихся в Риме, Палестине, на Афоне и в других местах.
  • [22] В Инкерманской скале один из древних храмов восстановлен для богослужения епископом Одесским и Таврическим Иннокентием и в 1868 году обновлен рачением и усердием Ив. Ив. Четверикова.
  • [23] Св. Климент 1852. Стр. 8.
  • [24] Проп. Под. свв. Кир. и Меф. Князев 1866. Стр. 27.
  • [25] Слов. Истор. о св. Муравьев. 1862. Стр. 35.
  • [26] Св. Клим. епис. Рим. 1852. Стр. 9, 15, 17, 18.
  • [27] Четьи-Минея 1759. ноября 25.
  • [28] Четьи-Минея 1759. ноября 25.
  • [29] Слов. Истор. о свят. Муравьев. 1862. Стр. 35.