ПРИЛОЖЕНИЯ

Крымский полуостров, в течение восемнадцати столетий, непрерывно обагрялся кровью христиан, боровшихся за свои православные убеждения с язычеством, еврейством, со всевозможными ересями, мухамеданством и папизмом. Хотя борьба в материальном смысле была неравная, но православие сохранилось незыблемо, и если изнывало в последние времена, то под гнетом папизма.

Среди обитателей древней Тавриды, Православная Церковь в своем чествовании сохранила не мало имен св. угодников Божиих, воспеваемых церковными песнопениями, так например, семь Херсонесских мучеников именуются: ‘мученицы непобедимые, иерархи всехвальнии, светильницы всемирные, столпи непревратьнии Божественной Церкви, отцы небомудрии, световодители дум наших, ангелов сообщники,[1]
Богоноснии кормчии Церкви, Отцы божественные[2] явитеся яко честное камение, ликом ангельских лик отец сочислеся’[3]. Хотя неизвестно, где почивают эти св. мученики: Евгений, Ефрем, Капитон, Елпидий, Еферий, Василий и Агафадор, но на месте трудов и мучений этих великих людей, после запустения города Херсонеса, со времени образования на развалинах сего города Севастополя и устроения херсонесского монастыря в праве воспевается[4]: ‘Днесь град Херсон вашу память празднует: сему бо явистеся стояше и божественное забрало и утверждение, пастыре и учители, и молитвеницы Богоблаженнии’. Между тем если обратим внимание на песнопение Церкви в честь св. Стефана Архиепископа Сурожского, в котором говорится, где он подвизался в своих духовных подвигах; Церковь выражается в песнопениях так: ‘Яко звезда всесветлая, всю вселенную просвещаеши светло зарями отче дел твоих’. (На стиховне).

‘Кто тебе не блажит преблаженне Стефане Богоносче, — той мертв есть душою и телом прежде смерти и прежде суда в осуждение ниспаде’. (Катавасия по 3 песни).

‘Земля Сурожская и страны отче, чудеса твоя возвещают убо, и воспевают всюду, учащеся пети радостно’. (Песнь 7).

‘Вельми радуется присно град твой твоими чудесы, и мы во всяка времена насыщаемся во веки от священных мощей твоих’. (Песнь 9).

‘Сурожстии народи приидите соберитеся вси к божественной раце отца вашего Стефана’. (Песнь 9).

‘Вострубим трубою песней, стецемся православнии, и узрим победительства пастыреначальника Сурожского, и учителя нашего’. (Стихира глас 5).

‘Архиереи убо, царие же и князи, сановницы, и вси людие, мужие и жены, и отроковицы, старцы со младенцы, и всяк возраст, и всяко достояние, святителю Стефану Сурожскому светло празднуем’. (Песнь 9).

Из этих песнопений видно, что рака с мощами св. Стефана существовала в городе Суроже, и пред нею совершались торжественные богослужения в присутствии массы людей, собиравшихся для чествования великого угодника Божия; ныне же, хотя в храмах обширной России и воспеваются священные песни, с упоминанием угодника Божия Стефана, и где почивают его святые мощи ведомо одному Господу; между тем, хотя святое тело и было сокрыто от неверных властителей города, но в настоящее время, уже 100 лет прошло со времени присоединения бывшей Сурожской страны к России, посему не наступило ли время, или не лежит ли нравственная обязанность на православных русских принять меры к отысканию мощей великого угодника Божия и чудотворца Стефана, тогда будет достойно воспевать кондак: ‘и нам верным предлежат слава и богатство святыя твоя мощи, их же свыше дароносят ангельстии чинове: песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане’, далее в песнопениях:

‘Покрый град твой отче наш Стефане Богоносче от сынов агарян. Себо скрежещут зубы своими на ны, пожрети ны разжегшеся яко зверие дивии: но сокруши зубы их’. (Песнь 3).

‘Сохрани град твой отче преподобне Стефане, и от безбожных и неверных находа, и от усобныя рати’ (Песнь 6 ирмос).

‘Ты Сурожу быв просветитель, и живущих в нем везде заступник’. (Песнь 6).

‘Избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни’. (Тропарь).

‘приидите сошедшася, воспоим вси священного нашего Стефана, и почтим Сурожу утверждение, заступника душам нашим, и гарду нашему хранителя необорима’. (Канон. Глас 6. Песнь1).

‘Вельми радуется присно град твой твоими чудесы, и мы во всяка времена насыщаемся во веки от священных мощей твоих. И ныне не отходи от нас, молитву творя ко Господу, яко да от безбожных варвар нас избавит’ (Песнь 9).

‘Соблюдающа и назирающа град свой незыблен, и во веки ненаветуем и от всяких избавляюща нападений, верою совершающих священную твою память’ (Песнь 9).

‘Стефане Богомудре, верховный отче, ангелом равне, Сурожу утверждение’. (Канон. Глас 6. Песнь 1.)

В настоящее время пение в храмах означенных стихов есть противоречие действительности, ибо собственно в местности, где был город Сурож, в наше время сохраняются только остатки и развалины древних православных храмов, да крепостная стена, обновленная генуэзцами; из жителей нет ни одного человека исключая близ крепости есть немецкая деревня, да наблюдатель за развалинами приставленный от Одесского Общества Истории и Древностей, коему отдана эта местность для охранения археологических памятников.

Город Сурож, заселенный некогда православными, служивший центром молитв паломников, стекавшихся с разных мест к мощам св. Стефана, и центром обширной торговой деятельности. По имени Сурожа наши летописцы называли Черное море ‘Сурожским’. Не благовременно ли ожидать, что это место, упоенное кровью защитников православия, вновь заселится жителями, а развалины древних храмов будут обновлены, и в них вновь будут воспеваемы церковные песнопения, истинно утверждающие слова тропаря: ‘св. избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни’ и ‘почтим Сурожу утверждение, заступника душам нашим, и граду нашему хранителя необорима’.

 

[1] Служба св. херсонисским мученикам. Следов. Минея. Марта 7. Стихиры.

[2] Там же. Канон Иосифа. Песнь 4.

[3] Там же. Песнь 9.

[4] Там же. Песнь 9.