СВ. СТЕФАН, АРХИЕПИСКОП СУРОЖСКИЙ

Стефан родился в конце VII века, в Каппадокии, сын христианских родителей, воспитавших его в страхе Божием[51]; с малолетства, отрок был кроток нравом и уклонялся от детских игр; семи лет родители отдали его обучаться грамоте, он был прилежен и внимателен к изучению божественного писания; пятнадцати лет обучался в Царьграде, где занялся изучением философии и своею способностью удивлять самих учителей; о учености св. Стефана дошел слух до патриарха Цареградского Германа, который призвал его к себе и, благословив, расспрашивал о его жизни и учении — патриарху понравились его ответы, добронравие, мудрость и смирение, почему предложил остаться у себя, где св. Стефан пробыл несколько лет, живя в воздержании и чистоте; потом тайно ушел в монастырь, принял иночество и подвизался, пребывая в безмолвии; затем, оставил монастырь и поселился в уединенном, никому неведомом месте, где пробыл довольно долгое время в посте и молитве. В это время скончался епископ Сурожский и граждане Сурожа пришли в Царьград к патриарху Герману просить нового епископа: патриарх затруднялся избранием достойного и ему известного, но во время молитвы, удостоился видения ангела, который сказал: ‘завтра пошли в тайное место к избраннику Божию Стефану и поставь его епископом Сурожу, он может хорошо упасти вверенное ему стадо Христово и привести к вере неверных: я и к нему послан от Бога сказать, чтобы он ни в чем тебя не ослушался’; на что патриарх сказал: ‘Господи, почему я узнаю место, где пребывает избранник Божий Стефан?’. Тогда ангел указал место пребывания святого патриарху; также ангел Господень явился и к святому, стоявшему на молитве, и сказал: ‘Я ангел Господень, послан от Спаса Христа возвестить тебе радость и повелеть идти в град Сурож научать людей вере Христовой; утром пришлет за тобою патриарх и, посвятив, пошлет тебя туда архиепископом, ты же не ослушайся его, чтобы не прогневить Бога’. На другой день патриарх послал с отроком двух пресвитеров за святым Стефаном, которого они привели к патриарху с великой честью, — патриарх встретил его с радостью, и, посвятил архиепископом Сурожу; потом отпустил на корабле в Тавриду. Святой, по приезде в Сурож, своею жизнью и проповедью достиг плодов от сеяния Слова Божия, ибо чрез пять лет жители города и его окрестностей, оказались христианами. В это время в Византии царствовал Лев Исаврянин, иконоборец, от которого много терпел патриарх Герман за иконопочитание и был сослан в заточение, а на место его был поставлен патриархом Анастасий, родом сирянин, тоже иконоборец; царь и патриарх послали в Сурож с повелением к святому архиеп. Стефану, чтобы он не поклонялся иконам и кресту; святой же посланным отвечал: ‘Не будет этого, не позволю народу моему отступить от закона Христова!’. После сего на корабле, поехал в Царьград, где облекся в святительские одежды и явился к царю, который спросил его: ‘Кто ты?’. Святой отвечал: ‘Я архиепископ Сурожский Стефан’; тогда Лев уговаривал его отступиться от чествования святых икон, на что св. Стефан отвечал: ‘Если ты меня и сожжешь и на части рассечешь, или еще каким-либо образом замучаешь, все претерплю за иконы и крест Господень! О, царь, оставь иконоборчество, если же будешь продолжать, то ты предтеча антихристов!’; после слов святого, избили его лицо, выбили зубы, затем приказал взять святого за волосы, бить, влачить по земле и посадить в темницу; после мучений, святой опять был приведен к царю вместе с другими семью епископами: Лев, встречая поборников иконопочитания, держал в руках икону, называемую Деисус, и спросил святого, как он смел назвать его антихристом, на что святой отвечал: ‘За то, что такие дела творишь, и опять то же скажу!’. Тогда царь плюнул на икону и велел Стефану сделать то же; святой рыдая произнес: ‘Враг Божий, недостойный царства, как не ослепли твои глаза и не иссохли беззаконные руки? Скоро Бог отнимет у тебя царство и прекратит жизнь твою’. За это Лев приказал бить святого; после чего, привязали Стефана к хвосту лошади и повлекли в темницу; святой претерпевая мучения, воссылал благодарение ко Господу. После смерти Льва Исаврянина в 741 году на престол вступил сын его Константин Копроним, супруга которого много слышала о добродетели и терпении Стефана, — упросила мужа отпустить святого епископа на Сурожскую кафедру. В это время у царя родился сын, которого по желанию царицы крестил святой Стефан; царь, одарив его, отпустил с великою честью в Сурож, где он управлял по-прежнему делами верующих, и, когда святой почувствовал приближение отше
ствия ко Господу, поставил вместо себя архиепископом Сурожу клирика своего Филарета, потом преставился в жизнь вечную 15 декабря 750 года. После блаженной кончины Святого Стефана, пред его честным телом Господь творил чудеса: Один сурожанин, именем Ефрем, слепой от рождения, которого святой оделял при своей жизнью пищею, питием и одеждою, услышав о смерти благодетеля своего, всплакался, говоря: ‘Кто теперь мне поможет, ведите меня к святителю, я хочу поцеловать ноги его!’. Когда слепого привели к телу свят. Стефана, он плакал и рыдал, — вдруг прозрел. Святого Стефана погребли в Софийском соборе города Сурожа; (собор этот впоследствии был обращен в мечеть, а мощи св. Стефана сокрыты верующими от поругания врагов христианства, в настоящее время где они находятся ведомы одному Господу). Чрез несколько лет по кончине св. Стефана, пришла в Сурож рать великого нового города русского во главе с князем, который был, по выражению жития, бранлив[52] (воинственен -?) и силен; князь, взойдя в храм св. Софии Сурожской, увидал на гробе св. Стефана покров, украшенный жемчугом, золотом и дорогими камнями, намеревался взять его, вдруг лицо князя перевернулось назад, упал он на пол, с пеною у рта, и сказал своим боярам: ‘Возвратите все покраденное и призовите священников крестить меня’. Тогда пришел епископ Филарет, окрестил князя, и тотчас же лицо его приняло обыкновенное положение; после князя крестились и все бояре. Греческая царевна Анна, когда ехала в Керчь, сделалась больна, но обратясь с молитвою к св. Стефану, получила исцеление. Составитель жития св. Стефана в похвальном слове святому между прочим говорит: ‘по смерти сотворил многие чудеса’ — и далее — ‘предстателя тебя русская земля стяжала, славный же город Сурож, честные твои мощи, как некоторое сокровище, честно соблюдает, каждый день православные народы с теплою верою поклоняются и благословение приемлют, и, все, одержимые различными недугами, получают от тебя исцеление’[53]. Судя по слогу жития, можно предположить, что составитель его, был современник св. Стефану и Филарету, следовательно, живший в половине VIII столетия. Какого же он упоминает русского князя, русский город, русский народ?

Св. Стефан подобием: сед, брада доле Василия Кесарийского, риза святительская, багор с белил, испод вохра с белил, правою рукою благословляет, а в левой Евангелие. Нецыи пишут в руке образ Спасителев. (Икон. подл. свод. ред. XVIII века. Мос. 1876. Стр. 213).


  • [51] Четьи-Минея 1759 г. 15 декабря. Вершин. Мес. 1856. Стр. 203. Родион.Истор. Хран. Стат. Опис. Тав. эпап. 1872. Стр. 20. Макарий. Истор. Христ. в Рос. 1868. Стр. 67. Прил. 169. Четьи-Минея Макария рукоп. Под. 15 декабря.
  • [52] По некоторым спискам жития, это слово читается: Бравлин, Бравалин, Бранлив.
  • [53] Четьи-Минея Макария, рукоп. Под 15 декаб.