СВЯЩЕННИК, УБИТЫЙ ТУРКАМИ[76]

В селении Козы в 7 верстах от Судака сохранился древний православный храм, строенный из камня, с каменным престолом у стены, деревянным иконостасом и мраморною крестильнею; храм этот благоговейно охраняется одною православною семьею; сохраняется между окрестными жителями этого храма предание[77] о погребенном у входной двери священнике, убитом турками во время богослужения: усопший считается чудотворцем и близ входной двери с наружной стороны храма есть скамья, на которую приносятся или приводятся болящие для исцеления.

В числе святых угодников, исторически известных, существуют предания о погребении в Тавриде и иных угодников Божиих, о коих нигде еще не найдены сведения:

Св. бессребреников Косьмы и Дамиана, Преосвященный архиепископ Одесский и Таврический Иннокентий, доверяя преданию, на месте пользующемся издревле памятью и чествованием этих святых, у цельбоносного источника, находящегося у подножия Палады Горы, устроил храм в честь Косьмы и Дамиана, а при храме мужской монастырь.

Св. Феодора (Студита или иного). Две местности имеют древние названия, напоминающие св. Феодора: гора Ай-Тодор, близ Арианды, и гора Ай-Тодор, близ Мангупа. На обеих горах есть пещерные жилые помещения и остатки древних храмов.

Св. Прокла (какого неизвестно). Одна из гор близ Алушты называется Ай-Прокл, на горе существуют следы храма и пещер.

Св. Серафима, одна из гор близ Алушты называется Ай-Серафим, на горе есть пещеры для жилья и остатки храма.

Св. Петра. Гора Ай-Петр, на ней существуют остатки храма.

Св. Сергия. С этим именем гора близ Копсихора, на горе есть пещера и остатки храма.

Св. Даниила. Гора Ай-Даниель.

Исключая выше приведенные соображения местность, называемая ‘Никиты’, сохраняет храм в честь св. Никиты мученика, существовавшего до 1780 годов, а с того времени по настоящее в нем помещается мечеть. По житию св. Никиты мученика (15 сентября) видно, что он был родом Гот, и христианское учение получил от Феофила епископа Готского, того, который присутствовал на первом Вселенском соборе, резиденция которого находилась в городе Фео-Дори, то эта местность, по последним археологическим изысканиям, была у подошвы горы Аи-Даг, от которой в семи верстах находится местность называемая ‘Никиты’; из чего нельзя ли вывести заключение, что св. мученик Никита, будучи учеником Феофиола, епископа Готского, мог жить в этой местности, а не на Дунае, тем более что исторически известно, что Готы переселились за Дунай в 374 году и христианство приняли Ариевой ереси; слово же Дунай, упоминаемое в житии св. Никиты по переводам позднейшего времени, не едва ли ошибочно, ибо г. Вельтман в своем исследовании о месте ссылки Овидия на Дунай, — довольно ясно доказал, что Дунаем называется река Дон, а так же и смежное побережье Черного моря. (Дон. 1856).

Близ Палад горы (на земле древней Готии) есть природная пещера, большого размера, в которой лежит множество человеческих костей. Среди окрестных жителей, потомков древних православных христиан (а ныне мухамедан), существует предание, что когда-то, в давнее время здесь было замучено 300 христиан во время церковной службы. Местность эта в названии своем произносится Ай Рафа или Ай Гафа. Если предание имеет за собою что-либо историческое, то известно, что в Готии, при царе Готском Юнгерихе (364-383 г.), во время церковной службы были сожжены христиане. В славянском прологе определяется число мучеников — 308. Мощи сих мучеников собрала Гаафа, супруга другого царя Готского, и сама Гаафа была побита каменьями. Церковь совершает память этим мученикам 26 марта. Имеется ли что-либо общее между преданием местным и историческим известием о мучениках решить трудно; ибо хотя в начале второй половины IV века Готия Таврическая и была заселена Готами, но был ли у них царь Юнгерих, утвердительно сказать трудно, ибо царь этот и события, описанные под 26 числом марта некоторыми приурочиваются к Готии Придунайской, даже есть мнение, что место этого мучения было в Румынии[78]. Тем не менее, интересно местное предание о замучении христиан в пещере, что заслуживает внимания чествователей святых и исследования господ ученых.

Есть не мало и других мест, пользующихся именами святых, быть может, что предание о пребывании на этих местах святых людей и неточны, а местности получили свои названия от бывших на сих местах храмов, в коих могли находиться изображения св. угодников, прославленных чудотворениями и пользовавшихся всеобщим на полуострове чествованием. Тем не менее, местности, выше описанные, заслуживают благочестивого внимания православных верующих, а со стороны ученых людей научных исследований, и при археологических трудах серьезных изысканий.



  • [76] Древ. Пам. Хрис. в Тав. 1876.
  • [77] Там же.
  • [78] Ахиманд. Сергий Полн. месяцесл. Т. II . Ч. 2. Стр. 89