Черноморский флот и Севастополь в I четверти XIX в.

07 Июл
0

РОССИЙСКИЙ КРЫМ XVIII-XIXвв.

Черноморский флот и Севастополь в первой четверти XIX в.

Б.И. Гаврилов
Историко-публицистический альманах «Москва-Крым» ?2, Москва 2000

Период командования флотом вице-адмирала А.С. Грейга

Вице-адмирал А.С. ГрейгВ 1816 г. на Черноморском флоте произошло два важных события. Во-первых, летом на мысе Херсонес построили по проекту Л.В. Спафарьева первый в Севастополе маяк (разрушен в 1942 г.), и, во-вторых, командование флотом вместо Языкова принял произведенный в вице-адмиралы А.С. Грейг. Новый командующий внес большой вклад в усиление флота. Он лично составлял чертежи кораблей, распространил передовую английскую систему набора корпуса, ввел в черноморское судостроение по примеру Балтики железные кницы, медные крепления и медную обшивку подводных частей, запретил ослабляющее корпус килевание (искусственный крен судна для ремонта с выступанием киля из воды), ввел бридели (цепи, прикованные к мертвому якорю) для поворачивания судов на рейде с целью равномерного прогревания их солнцем. В 1817 г. он заменил поступавший на Юг слабый польский лес на крепкий дуб Подольской губернии.
Срок строительства любого корабля Грейг ограничил двумя годами, чтобы деревянные корпуса не начинали гнить уже на стапеле. Сделал Грейг и другие нововведения. В результате корабли приобрели лучшую остойчивость и смогли использовать при свежем ветре орудия нижнего дека (палубы). Суда теперь служили до капитального ремонта не 5-6, а 11-17 лет. Грейг ввел на судах громоотводы, цепные канаты, заменил каменный балласт чугунным, кирпичные камбузы — железными. В каютах появились иллюминаторы, лампы вместо сальных свеч, в фонарях — стекло вместо слюды. На каждом деке корабля Грейг установил орудия одного калибра, что упростило снабжение боеприпасами. Для гребного флота он спроектировал новые канонерские лодки с тремя более длинными 24-фунтовыми пушками вместо одной.
Введенные Грейгом съемные мачты позволяли лодкам легче выгребать при встречном ветре и при необходимости скрываться в плавнях. Пушки для флота вместо Луганского завода при Грейге стали заказывать на Олонецком, где их делали лучше. Возросло качество поставляемого флоту пороха и парусины. Для изготовления парусов Грейг добился покупки машин в Англии и оборудовал ими фабрику в Севастополе. Много внимания Грейг уделял навигационному обеспечению плаваний: составлению новых карт, снабжению флота наилучшими картографическими инструментами. Он фактически создал заново всю гидрографическую службу на Черном море. В 1820-х гг. он установил в Севастополе, кроме Херсонесского, два Инкерманских и Тарханкутский маяки, а также маяк в Одессе. В Николаеве углубили фарватер, что позволило перевести туда судостроение из менее удобного Херсона, причем Николаевские верфи Грейг оснастил паровыми механизмами.
С начала февраля 1826 г. Грейг совмещал командование флотом с работой в Петербурге в новом «Комитете образования флота», созданном 31 декабря 1825 г. по рескрипту императора Николая I. Председательствовал в Комитете начальник Морского штаба вице-адмирал Антон Васильевич фон Моллер. Став членом Комитета, честный и добросовестный Грейг подал императору докладную записку, где обвинил высших чиновников Морского министерства и самого Моллера в некомпетентности и просил вывести Черноморское ведомство (Черноморский флот) из подчинения министерству. Николай I пошел навстречу и взял Черноморский флот под свое непосредственное руководство. В Комитете Грейг играл весьма активную роль и являлся автором многих проектов. Комитет провел всестороннюю реорганизацию Морского министерства и составил новые «штаты» для Балтики и Черного моря. По сравнению со «штатами» 1803 г. увеличивались размеры и вооружение линкоров и фрегатов, транспорты выделялись в отдельную группу, в штатное расписание флотов впервые ввели пароходы.
Черноморский флот определили в 15 120-пушечных линкоров, 10 84-пушечных, 10 60-пушечных, 8 корветов, 2 бомбардирских судна, 8 бригов, 15 шхун и бригантин, 2 яхты, 20 транспортов и 5 пароходов; гребные суда включали: 30 канонерских лодок, 2 бомбардирских, 40 иолов* , 2 госпитальных судна, 2 яхты. В 1826 г. Грейг представил на утверждение Комитета свой проект положения об арестантах Черноморского ведомства, направленный к повышению эффективности труда военно-арестантских батальонов, которая была в три раза ниже, чем у вольнонаемных, и в два раза ниже адмиралтейских поселян. В августе 1827 г. по предложению Грейга император учредил корпус корабельных инженеров Черноморского флота из 22 штаб- и обер-офицеров и 30 инженеров-унтер-офицеров. А по указу 1 сентября 1831 г. все офицеры и кондукторы флота должны были ежегодно экзаменоваться по специальности, включая (для офицеров) высшую математику и корабельную архитектуру. Офицеры, кроме того, ежегодно представляли в Комиссию собственный проект корабля.
Благодаря реформам Грейга и под его руководством Черноморский флот стал сильным и хорошо слаженным организмом.