КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ
     
Эвлия Челеби

Описание вида наземных построек крепости Кефе

Это крепость, всегда готовая начать сражение, место безопасное. Она сложена из по-шаддадовски отесанных камней в форме дуги, на берегу Черного моря, на большом заливе, и тянется между западной и южной его сторонами от берега моря до высокой горы под названием Япраклы [1]. По окружности длина ее составляет 8 тысяч шагов. Как по количеству шагов [в длину], так и по заполненности людьми [эта крепость] в точности походит на крепость Салоники. Длина стороны Кефе, выходящей на сушу — 6 тысяч шагов, а морская сторона — 2 тысячи шагов. Я трижды измерил ее собственными шагами.
      Сторона, выходящая на сушу — это два слоя стен, один за другим — мощная твердыня, подобная валу Искендера. Внутренний слой крепости — стена в 50 аршинов в высоту и в 5 аршинов в толщину. Стена, что перед ней — в 30 аршинов высотой и в 7 аршинов в толщину, подобна укреплению Яджудж [2]. Там есть огромные камни, величиной с тело слона. Перед [стеной] находится также ров, подобный глубокому ущелью, вырубленный в скале на 20 аршинов в глубину и 50 аршинов в ширину.
      Перед воротами имеются мосты. Во время осады эти мосты поднимают и прислоняют к железным воротам крепости. На этой двухслойной стене крепости, выходящей на сушу, имеется всего 117 разнообразных башен и укреплений. А на обеих стенах есть 2 тысячи и 600 зубцов.
      С морской стороны стена однослойная. Она в 20 аршинов высотой и в 5 шагов шириной. Так как эта сторона выходит на море, там совсем нет рва. Но имеется много башен и зубцов. А сколько там башен и зубцов, мне не известно.
      В вышеописанной крепости со всех сторон имеется 12 огромных и мощно отстроенных железных ворот. Четверо мощных железных ворот выходят в сторону земли. Во-первых, ворота Куле-капу, выходящие в сторону [Полярной] звезды. Затем, поднявшись вверх — ворота Якуб-ата-капу, открытые в сторону юга. Затем в сторону кыблы открываются ворота Юсуф-хан-капу. Затем опять в сторону кыблы открываются ворота Арслан-капу.
      Упомянутые ворота имеют двойные железные створки. Стражники и таможенники постоянно охраняют эти ворота и на закате запирают их. Ключи каждую ночь сдают янычарскому аге, а утром их снова берут, и с молитвой, мухаммеданским прославлением и восхвалением, открывают ворота. А когда правителями Кефе были шахзаде Селим и шахзаде Сулейман-хан, каждое утро перед каждыми воротами с молитвой приносилась жертва, и ворота открывались. Но теперь и курицы не зарежут. Об этом я узнал у двухсотлетних стариков-татар и записал обстоятельства жертвоприношения.
      В стене, что выходит на морское побережье, 8 ворот. Двое из них — портовые ворота. Это очень мощные, прочные и красивые ворота. Одни ворота — [ворота] пристани. Здесь пристают все суда. И эмин таможни располагается за этими воротами в большом помещении таможни. [Здание таможни] выходит на море, оно роскошное и имеет окна. Этот дом эмина прекрасно отделан и украшен.
      Перед этими же воротами пристани находится двухэтажный дворец кефинских пашей — мировой дворец. Диван-хане и все комнаты там роскошные и светлые, выходят на залив. За воротами пристани, если выйти из них, справа на крепостной стене, близко к земле есть железные кольца, шириной в три человеческих руки. В эти кольца может пролезть человек. Суда, останавливающиеся в порту, привязывают за корму к этим железным кольцам.
      Затем — ворота Ялык-базар-капу [3]
. Это однослойные железные ворота. Далее — ворота Бояджи-капу, это также однослойные маленькие железные ворота. Затем — ворота Орта-капу, это маленькие железные ворота. Затем — ворота Кучук-капу, это также железные ворота. Далее — ворота Лонджа-капу, которые называют также воротами Огран-капу. Они все время стоят запертыми, их редко открывают. Все вышеназванные 8 ворот выходят на залив, это очень оживленное место. А все места к северу, по берегу моря — песчаные. Всего 117 высоких башен. А рядом с крепостью, ни внутри, ни вне, совсем нет построек. Кроме таможен и дворца паши. Все цеховые здания располагаются на некотором удалении от крепости. По правде говоря, стены со стороны моря низковаты. Но очень густо расположены башни, зубцы и караульные помещения. Местами море подступает к самым стенам, и по этому в той стороне рва нет.
      Описание цитадели крепости Кефе. Эту цитадель местные жители зовут Франкской крепостью. Это сильная крепость, располагающаяся в восточной стороне внешней крепости, с одним рядом стен. Однако она не столь важна, как внешняя крепость. Потому что эта внутренняя крепость находится посреди города. [По окружности] ее стены составляют 2 тысячи шагов. Стены сложены из по-шаддадовски отесанных камней и не имеют рва. В стороне моря стенами цитадели являются стены внешней крепости. Эти франкские стены теперь находятся внутри города, они толстые и высокие.
      В этих стенах всего 5 ворот. Все 5 открываются в город, они сделаны из дерева. В прежние времена они были крыты железом. Во-первых, на нижней рыночной дороге, у подножия Деде-Фурун (?) — ворота Атлы-капу [4]. Причина такого их названия следующая. На высоком своде этих ворот, на сделанном из белого мрамора каменном коне сидит каменный всадник. Под ногами коня — опять же каменный дракон. Поэтому эти ворота называют воротами Всадника. Поистине, это изображение сделано мастером с удивительным и поразительным искусством. Мраморный конь стоит, как живой.
      Затем — ворота Хамам-капу. Затем …
      А выше этой Франкской крепости —
      Восхваление изящной крепости. Эта крепость находится вне большой крепости, на ее восточном углу, на неприступной скалистой возвышенности, на мысу, на ужасной скале, выдающейся в море. Эта изящная крепость подобна валу Искендера. Из этой высокой крепости видны не только все окрестности, но и все здания города, когда здесь правили Селим-хан, Сулейман-хан и другие шахзаде, здесь находились их дворцы, монетные дворы и полные света тюрбе. Так как вокруг этой крепости голые скалы, то рва нет. Да рва и быть не может. Есть одни ворота, открывающиеся в сторону Франкской крепости. Имеется 40-50 домов, 1 мечеть, зерновой амбар, оружейный склад, комнаты и резиденция начальника крепости. Это очень сильная укрепленная крепость.
      Описание соборных мечетей, о, султаны, благочестивые отшельники! Всего насчитывается 60 михрабов единобожников. В 10 из них произносят соборную молитву. Они обладают зеркальными крышами. Лучшая из султанских мечетей находится внутри крепости.
      Соборная мечеть шахзаде Сулейман-хана. Он построил ее, когда здесь правил. Все купола его строений внутри и снаружи особым образом покрыты свинцом, это светлая, полная света мечеть. Ее длина от кыбловых дверей до михраба — 150 аяков, а от одной стороны до другой — все 100 аяков. Есть двери с двух сторон и кыбловые двери. Над внешней софой [5] на 6-ти колоннах — 5 отстроенных куполов. Внутри мечеть очень просторная, занимает 10 тысяч шагов. Но она находится на рынке, на узком куске земли, и внешний харам ее маленький. Он не соответствует величине мечети. Ее минареты, минбар и михраб построены в старой форме.
      Затем — мечеть Муфтия. Это тоже крытая свинцом мечеть с выстроенным из камня минаретом. На внутренней стороне красивых дверей этой мечети четким почерком написан такой тарих:

Начал строительство своим старанием
С помощью Владыки Помогающего
Муфтий — слуга Шариата, —
У мевлеви руководитель в вопросах веры.
А он тот, имя которого — ничтожный Муса аш-Шериф.
Это богоугодное сооружение будет в благоденствии,
Ибо построил он его для верующих.
Бог милостиво принял службу его светлому Шариату.

      Он заложил фундамент и написал дату его основания:
«Воистину благоденствовать будет обитель благочестивых!»
год …  [6]
      Этот тарих начертан прекрасным сульсом [7], золотом на четырехугольной мраморной плите. А на внешней стороне дверей этой же мечети всем сразу виден тарих:

О мусульманин, приди совершить намаз!
Боже спаси от принуждения тебя к этому!
Подумай о времени создания этой молельни.
Дата его заключена в «желании молиться».
год …  [8]

      Затем — мечеть Ени — прекрасное место поклонения. Ее называют Ени-джами, потому что она построена недавно. Она без свинца, крыта черепицей. Затем — мечеть Гуль-баши, также крытая черепицей и благоустроенная. Далее, с внутренней стороны от ворот Ени-капу -мечеть Таджир Хаджи Наби, крытая свинцом, отстроенная и древняя, большая мечеть. Над ее дверьми следующий тарих:
«Нет никакого другого божества, кроме Бога и Мухаммед — пророк Бога! Во имя Бога, Всемилостивого, Всемилосердного!» и после этого:

Построил слабый Хаджи Наби Таджир
Мечеть Аль-Аксу [9]
Сказал почтенный народ о дате:
«И заложил он Каабу, да продлится благоденствие».
год …

      Затем мечеть Куле-капу. Это мечеть без свинцового покрытия, но достаточно благоустроенная. Створки ее больших кыбловых дверей украшены мелким хамелеоньим узором, отличной резьбой и различными цветами, с которыми не сравнятся подобные узоры мастера Бурсалы Фахри Челеби, которые он вырезает из бумаги. Видит Бог, с этим согласны и образованные господа. На этих высоких воротах такая искусная резьба, что это похоже на дозволенное волшебство. В действительности это генуэзская резьба. Но глаза человеческие до сих пор не видели подобного совершенства. Над этими воротами следующий тарих:

Эта благородная молельня —
Дом Божий, построенный вновь.
Дата закладки ее фундамента:
«Мечеть основана на благочестии».
Затем слагаю исчисление
Окончания мечети — «Аль Акса».
год 888 [10].

      Описанные мечети благоустроены. Я обошел вышеуказанные мечети, и, не лицемеря, помолился в них. [Во имя] Благодатного и Несравненного я прочитал Фатиху [11].
      Описание квартальных мечетей, о, благочестивые и отшельники! Всего имеется 30 квартальных мечетей. Во-первых, мечеть Хаджи Идриса, над ее кыбловыми дверями такой тарих: «Во имя Бога, Всемилостивого, Всемилосердного! Раб Бога, Властелина властителей, заим Эль-Хаджи Идрис». Эта изящная мечеть с высоким, крытым свинцом куполом, достойна быть соборной.
      Затем, недалеко от ее кыбловых дверей, мечеть Кёпрюлю-баши. Далее мечеть Орта Капу. Затем обитель Капу-ага. Затем молельня Азабов. Затем пятничная мечеть Хатуние. Далее, около Муфти-джами — мечеть Чаклы [12]. Затем — обитель Бала-Хатуние. Затем, около Франкской крепости, молельня Ахмеда-аги. Затем — мечеть Муфти. Затем — мечеть Чин-эли. Далее — мечеть Хисар-намазгях. И множество других отстроенных мечетей, обителей и молелен. Это мечети о которых я узнал и которые обошел.
      В этом городе в 20 местах есть строения, крытые свинцом. И всего 40 минаретов каменной кладки. И бессчетное число низких минаретов. Я осмотрел все эти строения с вершины башни Байраклы и описал их.
      Счет учебных заведений ученых-толкователей. Всего 5 медресе — убежищ науки. Во-первых, медресе Хаджи Фархада. Оно самое превосходное из всех … Но дар-уль-хадис и дар-уль-караа нет.
      Упоминание о текке шейхов — мужей Пути. Всего их девять ханака влюбленных дервишей, сирот из рода [носящих] рубище.
      Лучшее из них — за западной стороной Кефе, в пригороде под названием Топраклык, — текке Ахмеда-эфенди. Приходящие получают там в изобилии милости с кухни. Там более 200 нищих Врат Божиих, пребывающих в уединении Пути, с обнаженными ногами и головой, в бедности и нищете растворившихся в Боге.
      Затем — текке Дамада-эфенди. Это также большое убежище для влюбленных дервишей. И тут утром и вечером оказываются изобильные благодеяния богачам и нищим, старикам и юношам. Но практикуемого здесь зикра Божьего и единства пилы [13]
нет больше нигде. Потому что святой Дамад-эфенди был таким вождем-руководителем рода [носящих] рубище, что от его духовного воздействия влюбленные друзья пьянели и выходили из себя от любви к Богу. Вот такое это удивительное текке.
      Затем, с внутренней стороны Топ-капу Кефе опять же есть текке Дамада-эфенди. И это отстроенное ханака. Короче говоря, так как народ Кефе весь — народ единобожников, то здесь имеются текке братств хальвети, джальвети, кадири и гольшени. Однако текке братства Мевляны или мевлеви-хане здесь нет [14].
      Перечисление школ, о, читающие азбуку мальчики, частицы печени! Всего 45 домов науки возлюбленных юношей. Природным качеством не достигших зрелости детей является острый ум, они в высшей степени благородны, праведны и умны, так что выучили наизусть и усвоили множество книг.
      Восхваление бань — чистой услады души. Всего здесь 10 светлых бань. Во-первых, баня Хаджи Мурада во Франкской крепости. Затем баня Татлы. Она во внешней крепости, ее заложили, когда здесь правил шахзаде Сулейман-хан Гази, а потом при его преемниках она была завершена. Это просторная, доставляющая радость и удовольствие баня с хорошим воздухом и зданием. Сравниться с ней может разве что баня Мухаммед Герай-хана в Бахчисарае. Это отстроенная баня с куполами, сверху до низу покрытыми особым лазурным свинцом. Здесь собраны пленники-гулямы, возлюбленные кефинского народа. Они любую службу выполняют с радостью и расторопно. Однако они вовсе не являются педерастами. Короче говоря, это прекрасная баня с шестью кабинами, отделанная разнообразным неотполированным мрамором.
      Баня Чомлек, что не далеко от нее, не столь похвальна. Хорошая старая баня есть за воротами Куле-капу. Банщики и прислужники здесь хороши собой. Есть еще 2 бани, но имен их я не знаю и не записал.
      Описание особых бань в домах благородных людей. По словам моих возлюбленных друзей, в городе Кефе есть 600 домашних бань. Они говорят об этом с гордостью. Слова их достоверны. Я же, бедняк, знаю более 50 бань во дворцах. Госпожи той земли не ходят в базарные бани, и даже на улицу не выходят. У них считается, что для женщин выходить на улицу — очень позорно.
      Заметка о ханах купцов-торговцев. Всего 43 представительства купцов. Во-первых, самый лучший хан — Коджа Касым-паши. Он самый старый. Над его дверью тарих:

Его превосходительство, милостивый паша
Полнолуние Касым, благодетельный и милостивый,
Который истратил огромные богатства на добрые дела,
Построил этот прекрасный хан.
Тарих его, вдохновляющий ум,
Говорится так: «завершение дворца наслаждения»
год 981 [15].

      Затем — хан Сычанлы. Оба эти хана во Франкской крепости. Затем, вне крепости хан Везиря. Далее, над дверью хана Сефер Гази-аги написан тарих:

Сказал Селями тарих на его завершение:
Браво! Хан украшенный, слава Богу!
год 1069 [16].

      Далее — хан Эсир. Затем — хан на базаре … Там есть еще много красивых ханов, которые подобны крепостям и имеют огромные здания.
      Описание дома иноземцев-холостяков. Здесь примерно 9 комнат для холостяков, живут в них мастера-иноземцы.
      Перечисление рынков, базаров и безестанов. Барысы, что по-татарски означает «всего», 1000 и 10 лавок, считая и лавки внешнего пригорода Топраклык. Имеются рынки Узун-чаршу, рынок площади Орта, базар Шаме-хане, рынок Хаффаф-хане. Там, в 23-х превосходных, украшенных и роскошных двухэтажных кофейнях, буза-хане и мей-хане находятся музыканты, поэты и меддахи [17]. Однако здесь нет безестана с куполами, выложенными из камня.
      Описание источников — услады сердца. Всего 20 источников журчащей воды. Но вода в них соленая.
      О чудесных придорожных источниках для жаждущих. В 105 местах есть придорожные источники — услада души. В каждом углу на рынках построены большие чудесные источники — в память о душах шехидов Кербельской степи.
      Тетрадь-перечисление кварталов правоверных. Внутри и снаружи Кефе, согласно списку, 80 кварталов мусульман. Но с домами армян, греков, иудеев и с цыганскими шатрами и кибитками, всего насчитывается 120 кварталов разных общин. А около пригорода под названием Топраклык — множество кварталов из кибиток бедных татар. Но внутри города все большие дворцы и древние здания крыты рубиново-красной черепицей.
      Перечисление домов знатных людей. Всего здесь 9060 высоких дворцов. Во-первых, самый лучший — дворец Сабит Ибрахима-эфенди, и дворец каймакама, дворец паши и дворец братьев Ягджи-заде, дворец Дамада-эфенди, дворец Муфти-эфенди — все это известные дворцы. А все дороги, ведущие к дворцам, к рынкам и базарам, — чистые, белые, вымощенные камнем мостовые. Всего насчитывается 70 улиц. Все это чистые улицы. Некоторые дороги идут на спуск или на подъем. Большинство балконов и окон, встречающихся на крымской земле, выходят на север, в сторону порта. Дома украшены.
      Описание внешнего пригорода Топраклык. С западной стороны от крепости Кефе, за стенами, есть большой пригород, который называется Топраклык. Его называют Топраклык, потому что много тысяч его домов крыты чистым дерном [18]. Но много сот больших зданий крыты красной черепицей. Здесь есть 3 соборных мечети, медресе и текке, о многих зданиях упоминалось выше.
      Относительно крепости пригорода Топраклык. Здесь на холме для защиты этого земляного города, в направлении города [Кефе] построена круглая по форме башня каменной кладки. Окружность ее составляет все 200 шагов. На западе, на высоком месте, есть единственные железные ворота. Имеются бойницы для пушек с железными дверцами. Но в той стороне нет рва. У самого берега моря на насыпи есть высокая неприступная башня. Там имеется начальник крепости с 10 людьми, а также изрядный оружейный склад. В … году, когда против рода Османов восстал Кан Тимур-хан [19], в ту эпоху капудан-паша … бросил якорь здесь и построил эту высокую башню. И действительно, он соорудил незаменимую крепкую башню. Однако днем и ночью ворота ее заперты. А со всех сторон от этой башни теперь располагается кладбище. Рядом с ним вышеупомянутое текке Ахмеда-эфенди.
      Описание колодцев с водой в домах. Согласно списку, в городе Кефе всего в 4060-ти домах имеются колодцы. В колодцах, находящихся у подножия холмов, увитых плющом, [вода] вкусная, а в нижних колодцах вода солоноватая. Большинство домов испытывают нужду в колодцах.
      Описание мельниц. Имеется 160 мучных мельниц. Все они вращаются лошадями, потому что через этот город реки не протекают. Но многие бедняки вращают ручные мельницы.
      Описание братьев-друзей, коих я удостоился посетить. Во-первых, Хусам-эфенди, заместитель каймакама Ак Мехмед-паши Дурмуш-ага, Абд-эль-Бакы Челеби, шейх-уль-ислам-эфенди, братья Ягджи-заде, Эмир-эфенди и его сын Сейид Челеби. Все это знающие, остроумные люди и хорошие хозяева, с красивой речью и приятным выражением лица, легкие в общении и благородные — действительно достойные челеби [20].
      Наиб Ибрахим-эфенди совершенен в науке «кяфа» [21], хитроумен, он среди наместников Пророка в шариатском суде. Изобильны его благодеяния ханам, калге и нуреддину, и другим султанам, и всем везирям, и векилям, и беднякам и слабым. Этот бедняк к тому времени уже 41 год был путешественником, объехав весь свет, стал обладателем мира, но не видел такого мастера в науке химии, хотя встречался со многими тысячами шарлатанов, но считал, что у этой науки нет ни основы, ни подразделов, и отрицал науку «кяфа». Но, слава Богу, в этом городе Кефе я встретил этого наиба Ибрахима-эфенди, и я убедился, что это несомненная наука и несомненная истина, и несомненный источник [познания]. Этот бедняк слиток золота, который [Ибрахим-эфенди мне] подарил, разминал в руке, как медовую свечу. Ибрахим-эфенди сделал из этого золота крупинки, и одну из них утром, и три вечером проглотил, и в тот день и ночь больше совсем ничего не ел. Этот человек достиг такой степени [совершенства] и такой заплаты бедности, как мужи озарения, которые много занимаются аскезой и джихадом, становятся хранителями тайн, удаляются от людей, короче говоря, становятся великими святыми, и это становится их судьбой. Мир ему!
      Описание вечных воды и воздуха. Воздух здесь довольно приятный и мягкий, потому что находится на морском побережье. Но вода солоноватая, и потому садов и виноградников мало. Все сады — в вышеописанных Судаксих горах. Эти сады принадлежат кефинцам.
      Восхваление пищи — великого дара растений. Во-первых, кефинское сливочное масло и желтое масло мияк благоухают, как мускус и сырая амбра. Здесь растут жасмин и кефинский тюльпан. А в заливе водятся рыбы тезкез, камбала, рыба текер, рыбы яхуд [22]и скумбрия. Стольких не может быть и в 12-ти морях. Такой рыбы, как в Кефе, я не видел ни в океане, ни в море Мелюнан , ни в море Океанус, ни в Хазарском море, ни в море Оман, ни в море Кулзум [23]. Рыбу беркер [24]ловят в зимние месяцы. Много сотен судов засаливают эту [рыбу]. Ее увозят купцы со всех климатов. Это удивительное рыбное предприятие, владение эмина. Если нет согласия эмина, ни один человек не может ловить рыбу. Однако в ночной темноте мальчишки ловят ушастую кефаль и едят ее. Рыбный эмин ничего им на это не говорит. Но если услышит городской субаши, его гулямы налагают штраф.
      Белый хлеб и баранина стоят по 1 акче за окка. Пол-окка говядины и варблюжатины стоят 1 акче. А 1 окка конины и ослятины стоят 2 акче. В городе много черных тутовых деревьев, а других деревьев мало.
      О климате этой страны по науке астролябии. Этот город Кефе располагается в 6-м климате. Земля страны … Протяженность рек … градус и минута. Продолжительность ночей …
      Слово о гороскопе и восходящих созвездиях Кефе. Она располагается под созвездием Тельца во владении Венеры, в стихии земли. Поэтому здешние люди под воздействием Венеры радостные и милые. А так как [Венера] соединена со стихией земли, то люди здесь и по нраву — чистая земля — кроткие и здоровые. Благодаря влиянию созвездия Тельца все быки здесь жирные и крупные, и коров множество.
      Восхваление качеств любовников и возлюбленных. Благодаря приятному воздуху гулямы, женщины и девушки здесь очень красивые, прелестные и хорошо сложенные. Речи их красивые, а зубы их — как несравненные потайные двери. У молодых женщин мускусные косы, и влюбленные устремляют к ним свои сердца. Там есть удивительные чистые светила — как будто уникальные произведения, которых не коснулась рука гравера. А к их одеяниям не прикасалась игла — такие это луноподобные красавицы.
      А все гулямы там — красавцы с печатью солнца и луны на лице. Они из стран черкесов, абхазов, грузинов и ляхов — с серебряными телами, тонкими и свежими, мягкими, как мочка уха, нежные, послушные и утонченные гулямы, возлюбленные друзья-педерасты. Когда наши братья видят эти частицы луны, они сами распадаются на части.
      Около обувного базара каждое утро собирается невольничий рынок. Такого собрания красавцев не может быть даже в Исламбуле, в текке Оглан Шейхи. Множество бедных, разорившихся и отвратительных влюбленных довольствуются здесь прелюбодеянием глазами, и отправляются домой, в тягостный угол, идут, как будто тащат на плечах гору …
      Описание занятий и ремесел, производства мастеров. Здесь есть очень искусные мастера 167-ми ремесел. Очень искусны ткачи, ювелиры, башмачники и изготовители молитвенных ковриков. Большинство народа — купцы. Торгуют медом, маслом, пленниками. Это целый полк базарного люда.
      Непохвала церквам монахов и священников. Есть 3 храма греческих и армянских неверных. Там они проводят свои тщетные церемонии. Есть также одна иудейская синагога.
      Общий свод сведений о городе Кефе. Этот древний город — собрание ученых и источник знаний, и так как климат здесь удивительный, то и ученые занимаются удивительными науками и обладают множеством знаний. Искусные мудрецы — хирурги-кровопускатели — не знают себе равных. А находящиеся вокруг города чистые земли очень плодородны. Несравненны различные здешние виды ячменя, пшеницы, ржи, бобов и гороха. Однако садов и виноградников мало. Но много огородов на большой площади земли. Это такая земля, что больше такой нет в Крымской земле.
      Достойны похвалы драгоценные дары, которые здесь жалуют во время бесед в домах зимними ночами, а также 10 видов мускусных компотов.
      Описание мест паломничества шехидов малодушного города Кефе. Во-первых, находящийся на вершине вышеупомянутого пригорода Топраклык зиярет Топчи Баба-султан, и рядом с ним Шейх Эфенди-султан. Они похоронены под высокими куполами вместе со своими родными и близкими. Около их счастливых голов — Дамад Эфенди-султан. Затем, у него в головах на плите белого мрамора написан следующий тарих:

Полюс мира переселился из этого, бренного, в мир высший.
О, брат! Днем и ночью огонь разлуки сжигает грудь.
Аян составил тарих убежища Дамада-эфенди:
Спит жаждущее сердце, посмотри в горний Рай!
год …  [25]

      В верхней внутренней крепости находятся мраморные сундуки — зиярет шахзаде рода Османов. Это шахзаде Мейманди и шахзаде Алемшах, а также шахзаде Али-хан, сын шахзаде Сулейман-шаха. Рядом с этими сундуками в слегка разрушенном состоянии мраморный сундук — зиярет шахзаде Кубад-шаха, шахзаде Баязид-шаха, госпожи Мерьем и госпожи Несильхан. Эти шахзаде — сыновья и драгоценные [дочери] Сулейман-хана. Внизу большой крепости, перед харемными дверями мечети Сулейман-хана — зиярет Мустафы-паши. На его каменном надгробии тарих:
Эмир эмиров отправился в путь в мир иной.
Дай Бог ему прекрасного завершения.
Вот такой тарих с прибавкой единицы:
Духу Мустафы — Фатиха.
год 1070 [26].
      И еще зиярет Шехид-баба. Он похоронен с внутренней стороны ворот Ат-капу. И зиярет шейха Абу Бакра …
      Мы осмотрели город Кефе, взяли у каймакама Ак Мехмед-паши Дурмуша-аги фирманы и ихсаны [27]на 15 дней и отправились на восток от города Кефе, проехали множество селений, и, напившись соленой воды, проехали через татарскую страну. Через 5 часов [следует]
      Стоянка селение Юзмак. Затем опять в 5-ти часах езды на восток по пустынным татарским землям, напившись горькой воды, [следует]

1 Япраклы — возможно, описка. В других списках «Сейяхатнаме» — Байраклы.
2 Укрепление Яджудж — то же, что вал Искендера. Стена, воздвигнутая кораническим персонажем Искендером Зю-ль-Карнейном, чтобы отгородить мир от народов Яджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог).
3 Возможно, название следует читать как Балык-базар-капу.
4 Атлы-капу — ворота Всадника.
5 Софа — здесь: навес перед мечетью, место отдыха и благочестивых бесед мусульман.
6 1032 г.Х. = 1622/23 г. Нами использован перевод этого тариха, выполненный А.П.Григорьевым и О.Б.Фроловой. См.: «О достоверности культурно-исторических деталей в «Книге путешествия» Эвлии Челеби» // Вестник Ленинградского университета. Вып. 1. Л., 1968.
7Сульс — один из наиболее распространенных каллиграфических почерков.
8 1048 г.Х. = 1638/39 г.
9Аль-Акса (ар. «удаленнейшая») — мечеть в Иерусалиме, первая кыбла мусульман.
10888 г.Х. = 1483 г. Дата вычислена с ошибкой. В действительности тарих соответствует 885 г.Х. = 1480/81 г.
11Фатиха — 1-я сура Корана, самая популярная молитва мусульман.
12М.б. «Чанлы».
13Единство пилы, зикр пилы — зикр, практиковавшийся братством ясавиййя. Особая дыхательная техника, на слух напоминающая звук пилы.
14Кадири — братство последователей Абд-уль-Кадира Джиляни (1077-1166). Входит в число 12 материнских братств. Самое распространенное братство в мусульманском мире.
Гюльшени — братство последователей Ибрахима Гюльшени. Ибрахим Гюльшени — египетский шейх, происходивший из Азербайджана. Переселился в Стамбул из Каира по приглашению султана Сулеймана I. Братство было распространено в Египте и Турции.
Мевляна — великий шейх Джелаледдин Руми (1207-1273 ), основатель братства мевлеви. Мевлеви-хане — обитель братства мевлеви.
15981 г.Х. = 1573/74 г.
161069 г.Х. = 1658/59 г.
17Меддах (араб. «рассказчик») — профессиональный рассказчик сказок и историй.
18Топраклык (тур., татар.) — «земляной».
19Кан Тимур — один из беев ногайского рода Мансур. Отличился при осаде Хотина, за что получил от Османов титул эмира эмиров (1621 г.). Выказывал неповиновение крымским ханам, погиб в 1637 г.
20Челеби — многозначный термин неустановленного происхождения. В данном случае означает образованного человека.
21Наука «кяфа» — по-видимому, имеется в виду алхимия.
22Нам не удалось установить, какие виды рыбы носили названия тезкез, текер и яхуд.
23Море Мелюнан — «проклятое» (?). Кузлум и Хазарское — названия Каспийского моря.
24Какая рыба носила название «беркер», нам не удалось установить.
251031 г.Х. = 1621/22 г.
261070 г.Х. = 1658/59 г.
27Ихсан — грамота о льготах.