КНИГА ПУТЕШЕСТВИЯ
     
Эвлия Челеби

После крепости Ор [следует] описание путешествий, которые мы совершили по селениям, крепостям и городам Крымской страны

     В сторону кыблы от крепости Ор в 5 часах езды [1] по ровной степи [находится] стоянка селение Тузла [2]. Оно расположено на берегу горького озера, в нем 300 домов, крытых дерном, стены которых сложены из досок и бычьего навоза. Весь народ здесь — бедняки. Они глыбами добывают соль из озера и отдают ее своему эмину. Всего получается на 10 тысяч курушей. Эмин, увидев в наших руках ярлык, выразил уважение и почтение, дал нам превосходный фураж, товарищей, ехавших с нами, отправил назад и приготовил других секбанов. Эмин пообещал мне, что с этих пор на каждой стоянке таким вот образом нас будут снабжать фуражом и давать провожатых. Эмин этот остался в нашей памяти.
      На следующий день снова в сторону кыблы в 3-х часах езды — селение Кышкара [3] . Затем — селение Кенекес [4]. Затем — селение Джеляирли [5]. Если мы будем описывать все постройки этих селений, этот сборник превратится в непомерный верблюжий груз. Лишь упомянув названия этих селений, мы проезжаем мимо них на cтоянку селение Коджамак [6]. Все вышеупомянутые селения находятся в степи без деревьев, без садов и виноградников. Весь народ здесь топит [печи] бычьим, верблюжьим и лошадиным навозом, и они всё время пахнут навозом. Они собирают довольно большие урожаи. Одно киле дает 50-60 киле. Все стены их домов сложены из земляного кирпича и из широкого кирпича из навоза. А украшением их является грязная солома. Зато какие прочные это стены( Эти поселения находятся в степи и не имеют воды. Воду достают лошади бурдюками из колодцев в 100, 70 или 50 куладжей [в глубину], и [местные жители] поят скот и пьют сами.
      Проехав в сторону кыблы от этой деревни 5 часов [мы проехали] селение Беш-Эвли [7], затем селение Элькесен, затем селение Коджалак [8], затем [следует]
      Стоянка Буташ [9]. Эти поселения обустроены ханскими знаменосцами. Дома здесь крыты дерном, но стены их выложены из камня. Здесь всего 3 больших ивы. Это дерево известно на Крымском острове. И здесь тоже топят навозом, но за гостем ухаживают хорошо. Угощают щедро, разумеется, кониной, похлебкой ляхсе, талканом и куртом, а также сладкой, как мед, бузой, которая называется тарма и максума. Далее, в 5 часах езды в сторону кыблы — селение Соганлы, затем — селение Яйшили [10]. Народ здесь зовется яйшили, то есть «лучники», потому что с удивительным мастерством они делают татарские луки. Затем — селение Шанике [11]. Затем — стоянка селение Бузъяйши [12]. И здесь делают странные луки. Все их дома выстроены из камня, потому что это селение близко от каменистого места. Далее, проехав мимо множества благоустроенных селений, через 6 часов [пути следует]
      Чифтлик Ибрахима-эфенди. Здесь мы удобно отдохнули и подкрепились. Затем … часов проехав в сторону кыблы, на углу озера, которое образовалось из Черного моря, мы пересекли каменный мост в четыре пролета.

1 Эвлия Челеби измеряет проделанный путь часами. Имеются в виду часы верховой езды. П.Сумароков пишет: «В Крыму расстояния считаются не верстами, а часами; по ровным местам час езды малою рысью есть 6,5, по гористым же 5 верст, и сия мера довольна верна» (П.Сумароков. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. М., 1800, с.86).
2 Тузла — селение к югу от Перекопа. В окрестностях его расположено несколько соленых озер.
3 Кышкара — селение в 10 км к юго-западу от Тузлы.
4 Кенекес — селение в 12 км к югу от Кышкара.
5 Джеляирли — селение в 7 км к югу от Кенекеса.
6 Коджамак — селение в 6 км от Джеляирли.
7В Северном Крыму существует несколько селений с названием Беш-Эвли.
8Коджалак — селение в 12 км к югу от Коджамака. Местонахождение Элькесена нам не известно.
9Буташ — селение в 10 км к югу от Коджалака.
10Яйшили — селение в 5 км к югу от Буташа. Местонахождение селения Соганлы нам не известно.
11Шанике — вероятно, селение в 5 км к востоку от Яйшили (Чинки).
12Бузъяйши — селение в 8 км к юго-западу от Буташа или в 5 км к западу от Чинки.