НАСЕЛЕНИЕ КРЫМА
Публикуется по: Крым. Путеводитель. Симферополь, 1914

Крымский полуостров занимает пространство в 22241 кв. вер. По уездам земля распределяется следующим образом: Феодосийский уезд — 6204 кв. вер., Перекопский уезд — 5112 кв. вер., Евпаторийский уезд — 5040 кв. вер., Симферопольский уезд — 4154 кв. вер., Ялтинский уезд — 1731 кв. вер.

Характерно для Крыма, как для края, находящегося в периоде колонизации, что мужское население в нем преобладает над женским. В городах числится 159.596 муж. и 137.565 жен., в селениях — 176.622 муж. и 160.970 жен. Колонизацией объясняется и быстрый рост населения: в 1866 г. было 196.095 жителей, в 1889 г. — 361.068 жит., в 1897 г. — 564.592 жит., в настоящее время — 634.753 чел. Плотность населения на 1 кв. вер. — 28 чел. Эта незначительная плотность объясняется отчасти физическим устройством Крыма (безводные степи, солончаки, каменистые осыпи и крутые склоны), отчасти историческими причинами (эмиграция татар) и сильным развитием частного землевладения.

По плотности населения впереди всех стоит Ялтинский уезд (91 чел. на 1 кв. вер.); затем идут Симферопольский у. (43), Феодосийский у. (29), Евпаторийский у. (14), Перекопский у. (10).

К числу особенностей Крыма относится и то обстоятельство, что процент городского населения в нем очень велик по сравнению с другими местностями России. В Крыму 45% всего населения живет в городах, тогда как, напр., в Херсонской губ. — 29%, в Екатеринославской — 12%, в Донской области — 10,5%.

Население 12 крымских городов распределяется так:

Алушта…….4.196 Перекоп и Армянск……5.695

Балаклава…4.327 Севастополь…61.324

Бахчисарай….16.128 Симферополь…66.452

Евпатория…25.658 Старый Крым….6.049

Керчь-Еникале…33.219 Ялта…21.874

(ныне около 29.000)

Карасубазар…16.323 Феодосия…35.916

Особенностью Крыма, как и всей Таврической губ.(1) является также крайнее разнообразие национального состава населения. Здесь встречаются представители 22 народностей (по переписи 1897 г.): русские, татары, немцы, греки, армяне, болгары, евреи, караимы, крымчаки, поляки, чехи, молдаване, турки, цыганы, итальянцы, эстонцы и др. Кроме русско-подданных, много иностранцев — выходцев из Австро-Венгрии, Германии, Италии, Греции, Турции, Персии, Румынии, Франции, Швейцарии и др. государств. Такой пестротой населения Крым отличается с давних пор.

Заселение Крыма шло двояким путем. С севера волна за волной проходили кочевые народы, которые лишь изредка доходили до южного берега. Южный берег заселялся с моря. Торговые народы — финикяне, евреи, греки, венецианцы, генуэзцы, привлекаемые естественными богатствами страны, основали здесь свои колонии.

Крым с давних пор жил деятельной жизнью: хлеб из Крыма шел еще в античную Грецию, Крым торговал с Генуей, Венецией; земледелие, садоводство, соляная промышленность играли в Крыму всегда выдающуюся роль. В это время по северным уездам проходили дикие кочевые орды, земля была не тронута плугом, и только громадные стада кочевников оживляли пустынные степи.

Последним из кочевых народов были татары, сделавшиеся в Крыму оседлым населением. В годы турецкого владычества Крым был заселен довольно густо, даже степной Крым был сплошь покрыт татарскими селениями. Масса старинных заброшенных татарских деревень и кладбищ свидетельствует об этом. Сохранившиеся сведения указывают, что населения было не меньше 140.000 чел. (бар. Игельстром). Население занималось земледелием, садоводством, скотоводством, соляным промыслом, торговлей, ремеслами. «По словам Палласа, татары возделывали свои сады с замечательным искусством, не только поливая их, унаваживая, расчищая и т.д., но и делая искусственные прививки. Некоторые крымские города буквально утопали в зелени садов, виноградники простирались в некоторых местностях на целые мили; сорта винограда считались десятками, татары изощрялись в способах посадки лоз, в искусственной прививке, и крымские виноградники давали до сотни тысяч ведер вина. Ежегодно из Крыма вывозили сотни тысяч четвертей пшеницы. Скотоводство в Крыму было очень развито: везде встречались хорошо содержимые табуны лошадей, стада рогатого скота, овец и коз. Козьи шкурки шли на выделку отличного сафьяна, смушки с овец славились тонкостью шерсти и ежегодно вывозились сотнями тысяч» (Гольденберг, В.Е. 1883 г.).

Со времени покорения Крыма русскими физиономия края, особенно степной его части, меняется. Раззоренные войной, неужившиеся с новыми русскими порядками, напуганные слухами о крещении, о раздаче земель, татары бросили все и массами бежали в Турцию. Степи опустели, хозяйство пришло в упадок. Русское правительство не препятствовало эмиграции, надеясь заселить брошенные земли русскими. Число выселившихся татар в 1790 г. достигло, по словам Палласа, 80.000. Колонизация края русскими шла неравномерно и крайне беспорядочно. Громадные пространства в Крыму и материковых уездах были розданы частным лицам, с целью вызвать частную инициативу. Земли отдавались зачастую без указания места; с имущественными правами татар не стеснялись. «Так как оные татары не дворяне, то и собственных земель иметь не могут», писал один предводитель дворянства в 1796 году. Русский элемент составился, главным образом, из государственных крестьян. При переселении они получали от казны 8-12 десятин на душу. Много приходило без разрешения и, следовательно, без пособия от правительства, много было и беглых крепостных крестьян. На купленных и пожалованных землях селились помещичьи крестьяне. В уездах Феодосийском и Симферопольском поселены были отставные солдаты. В результате всей этой колонизации ко времени Крымской войны русских поселян в Крыму было не более 15.000. Кроме русских, в Крыму и в материковых уездах селились немцы, болгары, греки образовавшие целые деревни, колонии.

Крымская война вновь разорила полуостров и вызвала вторичную эмиграцию татар. За время с 1860-63 г. выселилось в Турцию, по официальным данным того времени, более 180.000 татар. Масса татарских селений опустела совершенно (более 600). Эмиграция шла особенно сильно в северных уездах; так, в Перекопском уезде из 320 селений было покинуто 278. Полагают, что тогда выселилось из Крыма 40; или даже 60% всего татарского населения. Причины эмиграции были те же: разорение, невежество, религиозные убеждения. Горных татар, — более культурных и более обеспеченных, эмиграция коснулась мало. В эти годы образовалось в Крыму наибольшее количество русских, немецких и др. поселений. Последняя вспышка татарской эмиграции была в 1902-1903 году, когда временами ежедневно отправлялось в Турцию до 600-800 татар. В настоящее время татар числится в Крыму около 180.000.

Татары. Современные крымские татары распадаются на степных, горных и прибрежных. Первые сохранили свой монгольский тип в своих существенных отличиях; горные же имеют смешанный тип, и чисто монгольский облик теряется; кровь монгола смешалась с кровью греков, готов, генуэзцев и др.; прибрежные совершенно утратили монголовидность, они скорее походят на жителей Эллады и Италии. Нужно прибавить, что между татарами горными и прибрежными часто встречаются целые поселки, население которых по крови почти ничего общего с потомками монголов не имеет, это — омусульманившиеся греки, готы, генуэзцы и пр., принявшие ислам и татарский язык. (А.Башкиров).(2)

Татары южно-бережские представляют особый тип, свойственный исключительно Южному берегу. Рост их выше среднего (по определению Харузина — 166,6 сант., тогда как у степных — 164 сант.). Тип этот колеблющийся в зависимости от преобладания той или иной крови (греческой, татарской). В общем же черты лица горского татарина правильны и его можно назвать даже красивым.

Живут татары просто, но чистоплотно. Татарские домики (сакли), обращенные по больше части фасадом на юг, сделаны из камня (или из необоженного кирпича — калыба), имеют плоскую крышу, очень низки. При скученности построек плоская крыша нередко служит двором, террасой, местом для сушки плодов, а в хорошую погоду и спальней. В главной комнате вокруг стен разложены подушки для сидения; при еде ставят небольшой стол, вышиной в пол-аршина. Потолок иногда убран чадрами и платками, на полках по стенам стоит посуда. В углу комнаты глиняный очаг с хворостяной трубой. Для печения хлеба устраивается особая печка на дворе.

Одежда татарина состоит из рубахи (колмек), заправленной в широкие шаровары, подпоясанные цветным кушаком. Поверх колмека надевался раньше камзол, шитый золотом, ныне почти вышедший из употребления. На голове татары носят круглую барашковую шапку — халпах. На ногах надеты кожаные башмаки без голенищ или чувеки (род туфлей из бараньей кожи). Побывавшие в Мекке носят чалму, желтые туфли на босую ногу и наглухо зашиваются в ватную куртку.

Татарки носят длинную рубаху (колмек), шаровары, доходящие до ступни, сверх рубахи бешмет — длинную кофту с узкими рукавами, передник — углюк, вокруг талии повязан цветной платок, на голове красивая шапочка (фес), шитая золотом или украшенная монетами; волосы заплетены мелкими косичками; на ногах папучи — туфли без задков или те же чувеки.

Южно-бережские татарки в настоящее время редко закрывают лицо. Обычай закрывать лицо сохранился местами на северном склоне гор и в степной части Крыма.

Пищу татар составляют пшеничный хлеб (экмек), чеснок, помидоры, баклажаны, сладкий лук, зеленый перец; из мясных блюд: шашлык, кебаб — кусочки баранины, надетые на деревянные палочки и зажаренные в бараньем же сале, шурб-суп из баранины, чебуреки-пирожки из неквашеного теста на бараньем сале с начинкой из баранины и зелени; из молочных продуктов: брынза — овечий сыр, катык — кислое овечье молоко, язма — катык, разбавленный водой, каймак — пенки с кипяченого молока. Нередко можно встретить бекмез, татлы — род варенья из груш и яблок и бузу — (непредусмотренное Кораном) слегка хмельное пиво из проса.

Татары исповедуют мусульманство (сунниты), которое принял еще хан Золотой Орды, Берке; в религиозном отношении татары терпимы. Догмы Шариата(3) поощряют мусульман к занятием земледелием. «Кто оживляет мертвую природу, тот приобретает ее в собственность», говорит Коран. Главное занятие горских татар — табаководство и виноградорство; садоводство играет значительно меньшую роль (хотя за последнее время все более разрастается), а полевое хозяйство — самую ничтожную. Сеют пшеницу, ячмень в самом ничтожном количестве. Скотоводство развито, особенно овцеводство. Раньше татары держали коз, но теперь пастьба коз законом воспрещена, так как козы сильно портят леса. Вне хозяйства татары занимаются поденной работой, извозом, торговлей и ремеслами.

Татары владеют землей на правах полной собственности. Право на общественную землю (выгон, лес) имеет всякий, кто владеет клочком земли в данном селении. Сын, вступивший в брак, немедленно отделяется от отца, заводя свой хазан — котел. В основу хозяйства ложится имущество, взятое за женой. Нередко отец дает часть земли в безвозмездное пользование сыну. Органом сельского самоуправления является сельский сход, однако только номинально. На самом деле все дела вершат духовенство (хатип, имам), хаджи и богачи. Влияние духовенства особенно велико вследствие близости религиозных и обычно-правовых норм.

Около городов селения татарские более или менее зажиточны, но в глуши экономическое положение довольно неприглядно. Грамотных среди татар очень мало, хотя все дети обязаны посещать мектеб. Татарские школы, низшие — мектебы и высшие — медрессе,(4) представляют значительный интерес, как живой памятник старины.

Прохождение курса мектеба, по воззрениям татар, совершенно обязательно для всех татарских детей, как для мальчиков, так и для девочек. Продолжительность куса в мектебах колеблется от 3 до 6 лет. Приемного возраста не установлено, но фактически двери мектебов открыты для детей с четырехлетнего возраста. Не лишено оригинальности, что обучение в мектебах совместное. Содержатся мектебы исключительно на местные средства, главным образом, на плату за ученье. Плата чрезвычайно изменчива и очень часто вносится не деньгами, а продуктами. Татарская деревня так же, как и русская, бедна деньгами, а учительский персонал вербуется из местного же населения. Это — или представители духовенства, на обязанности которого собственно и лежит забота о просвещении народа, или рядовые татары, а нередко и женщины, более или менее религиозно настроенные, из типа бобылок и неудачниц в семейной жизни.

Преподавание в мектебах публичное, по крайней мере, для единоверцев. Всякий татарин или татарка может войти в мектеб и присутствовать на занятиях. Экзамены же нередко происходят в присутствии всего общества. Внешность мектебов по существу ничем не отличается от обычной домашней обстановки. Учитель сидит по-турецки на небольшом возвышении (примитивный турецкий диванчик). Сбоку лежат курительные принадлежности, а иногда и чубук — трость, заменяющая линейку нашей дореформенной школы. Дети, тоже по-турецки, сидят в различных направлениях на ковриках и тряпочках перед низенькими (8-10 в.) и узенькими (4-5 в.) скамеечками. На них кладутся книги во время чтения. Для письма татары легко обходятся без каких-либо приспособлений. При письме колено левой ноги несколько приподнимается и заменяет собою стол. Татарское письмо и не требует сложных приспособлений, так как татары не пишут, а рисуют, подобно китайцам, но только пользуются для этого не кистью, а косо притупленным деревянным пером из тонкого тростника.

Система обучения в огромном большинстве мектебов не классная, а групповая. Учащиеся разделяются на маленькие группы (по 3-4 чел.). Учитель вызывает к себе поочередно эти группы и заставляет их хором читать или отвечать на вопросы. В маленьких мектебах учитель занимается с каждым учеником отдельно. Все остальные в это время должны заниматься самостоятельно. Допускается чтение в пол-голоса. При такой системе обучения учащиеся размещаются без ущерба для дела самыми разнообразными способами. Одни сидят лицом к учителю, другие — боком, третьи — спиной. Однако учитель не остается безразличным к тому, что делается в классе, и на все, выходящее из рамок дозволенного, немедленно реагирует различными способами. Во всяком случае дисциплина стоит высоко. (Поддерживается она, конечно, примитивными способами).

Обучают в мектебах прежде всего чтению на древне-арабском языке — язык священного писания. Смыслу читаемого придается большое значение, но в то же время перевода в обычном смысле не делается, а детям сообщается лишь смысл прочитанного, т.к. сами учителя, за редкими исключениями, древне-арабского языка не знают и передают содержание по памяти. Трудность мектебного обучения увеличивается сложностью арабского правописания (громадное число титлов) и витиеватостью шрифтов. Чтение священных книг, по которым идет обучение, допускается только на распев, причем существует несколько мотивов ил «гласов», заметим, кстати, очень оригинальных и красивых. Выдающиеся ученики научаются бегло читать Коран, что высоко ценится населением. Этого, конечно, еще не достаточно, чтобы такой ученик умел читать что-нибудь другое. Кроме чтения Корана, в мектебах преподаются уже на родном языке правила морали, состоящие из отдельных поучений на каждый случай жизни.

В последние годы мектебы начинают изменять понемногу свою физиономию. В значительном числе их введено обучение письму, которое также представляет немало трудностей, неизвестных уже европейцу. Каллиграфия, различные шрифты стоят на первом месте. Это будет понятно, если принять во внимание, что еще очень недавно находились в обращении почти исключительно рукописные священные книги. Да и теперь их нередко можно встретить. В небольшом числе самых передовых мектебов преподается в весьма ограниченном объеме и счет. Буквослагательный метод постепенно вытесняется звуковым, появились маленькие азбучки. Одновременно изменяется и внешность мектебов. Основная же причина их отсталости — неподготовленность учащих продолжает оставаться в полной силе. Мектебы, как и медрессе, подчинены Магометанскому Духовному Правлению. По официальным данным, в Крыму насчитывается около 500 мектебов с 16-17 тысячами учащихся.

Крымские медрессе представляют из себя плохую копию турецких. В них изучаются богословие, философия, юриспруденция, но все это в своеобразном богословском толковании. Софты, ученики медрессе, живут в общежитиях, представляющих из себя (за очень редкими исключениями) какую-то концентрацию антигигиенических условий. В некоторых медрессе, наиболее бедных, общежития, например, настолько низки, что в них можно стоять только на коленях. Но и в других, более богатых, каждому софте отводится места немного более того, сколько занимает его примитивная постель. Здесь софты проводят большую часть времени. Система обучения преимущественно лекционная. Кроме того младшие софты поручаются старшим. Продолжительность курса неопределенная: 5, 8, 10, 15 и более лет.

Сила, значенье медрессе не столько в обучении, сколько в воспитании. По существу, преподаватели — крайне невежественны, но воспитательная сторона стоит весьма высоко. Путем беспрерывной, неослабной дрессировки, учителя, действительно, создают из своих учеников себе подобных по духу, по направлению и даже по складу мышления. Всякое душевное движение, всякое его проявление до манеры держат себя включительно — одним словом, вся жизнь софт до последних мелочей регламентируется правилами, хитроумно и витиевато выведенными из писания. В этом отношении медрессе очень напоминают древние иезуитские школы. Содержатся медрессе на вакфные средства. По официальным данным, в Крыму 32 медрессе с 1440 софтами.

Первые русские школы для татар в Таврической губернии (тогда еще жили ногайцы в Бердянском у.) были учреждены в числе 5 в 1845 году «для подготовления сельских писарей». Школы предназначались преимущественно для сирот. Школы эти имели так мало успеха, что через 4 года были упразднены. С 1870 года учреждаются по особому положению русские школы для татар. Одновременно учреждена в Симферополе татарская учительская школа. В 1907 году в русских школах для татар разрешено обучение в первое время на родном языке и употребление родного языка вообще при преподавании. В 1913 году во всех русско-татарских школах Крыма (60) обучалось 2299 мальч., 284 девоч., всего 2583. В 1905 году, с разрешения мин. нар. просв. Фон-Кауфмана, было учреждено несколько т. наз. мектебов-руштие (нечто вроде двухклассных училищ), в которых преподавались на родном и русском языке и общеобразовательные предметы. Школы эти в 1909 году упразднены.

Язык горных татар несколько иной, чем у степных. Положение татарской женщины приниженное. Она находится в полном подчинении у мужа, не имеет права входа в мечеть.

Музыка татар бедна и монотонна, но этого нельзя сказать про их поэтическое творчество. Почти каждое местечко в Крыму имеет свои сказки и легенды. (Маркс -«Легенды Крыма», Качиони — «В дебрях Крыма»).

Греки. Современное греческое население Крыма произошло от слияния древнейших греческих поселенцев с балаклавскими — архипелажскими греками и позднейшими выходцами — анатолийцами. В древнейшие времена выходцы из Греции основали колонии на Южном берегу Крыма. Впоследствии они слились с готами, а затем отчасти с итальянцами (генуэзцами и венецианцами). В 1779 году большинство этих греков было переселено в Мариупольский уезд, откуда небольшая часть их вскоре вернулась обратно. В 1784 году в Балаклаве и ее окрестностях были поселены архипелажские греки, где им нарезано было 11.000 десятин земли. Они должны были заниматься земледелием, охранять Южный берег и усмирять татар. Около того же времени архипелажские греки поселены были и в Керчи, где они занялись рыбным промыслом. Греки в Крыму занимаются земледелием (Балаклава), табаководством (анатолийцы), виноделием, рыболовством (Феодосия, Балаклава, Керчь, Евпатория) и торговлей. Грека можно также встретить и в качестве ремесленника, чернорабочего, каменьщика, лодочника, извозчика. В большинстве случаев греки невысокого роста, со смуглым лицом, черными курчавыми волосами и горбатым носом; изредка попадаются среди них и блондины с голубыми глазами. Исповедуют они православную религию, говорят по-новогречески, в большинстве случаев знают и татарский язык, в городах говорят по-русски. В культурном отношении греки стоят несравненно выше татар.

Болгары. Болгарские колонии образовались в Крыму в XIX ст. В 1801 году болгары, выходцы из Адрианопольского вилайета, были поселены в Старом Крыму. В 1806 г. из

Анатолии несколько болгарских семейств переселилось в колонию Балта-Чокрак (Симфер. у.), где они слились с греками, образовав так называемых греко-болгар. В 1828 году возникла болгарская колония Кишлав (Феод. у.) В 1902 году всего колоний было: в Феодосийском уезде 10, в Симферопольском уезде 5, в Перекопском — 1 (Джанлар).

Болгарские колонисты произошли в главной своей массе от овцеводов, ведших в Турции кочевой образ жизни. Полное отсутствие культуры, непривычка к оседлому образу жизни не могли не сказаться на благоустройстве колоний, но благодаря трудолюбию, переимчивости, особенно, где болгары попадали в соседство с немецкими колониями, они быстро оправлялись и достигали некоторого процветания. Главное занятие болгар — хлебопашество, отчасти виноделие, скотоводство (овцеводство в Феодосийск. у.) Особенно славятся болгары, как огородники, превосходя в этом отношении даже немецких колонистов. Попадаются среди болгар и ремесленники. Женщины болгарские ткут и красят сукна и ковры.

В культурном отношении болгары стоят невысоко; грамотных среди них очень мало. Семейный быт болгар патриархален и носит на себе следы восточного деспотизма. Женщина находится в полном подчинении у мужа. Болгарский тип и болгарский уклад жизни особенно чисто сохранились в Феодосийском уезде.

Немцы. Немцы появились в Крыму в 1805 году. В Симферопольском уезде они основали колонии: Нейзац, Фриденталь, Розенталь (виртенбергцы), в Феодосийском уезде — Гейльбрун, Судак и Герценберг. В том же 1805 году возникла швейцарская колония Цюрихталь, а в 1811 еще одна немецкая колония, Кроненталь. Колонии, расширяясь, образовывали выселки, которые сделались новыми колониями. При переселении колонисты получили в собственность от 60-65 десятин лучшей земли, были надолго освобождены от натуральных и денежных повинностей, и им даровано было широкое самоуправление. Если к этому добавить, что немцы пришли в Россию не с пустыми руками, как, например, болгары, и в культурном отношении стояли довольно высоко, то понятно, что немецкие колонии быстро достигли цветущего состояния. Неграмотных среди колонистов почти нет, но по-русски читать и писать умеют немногие. В каждой колонии имеются школы, организованные с внешней стороны по типу зап. — европейских. Немцы более рационально поставили сельское хозяйство, ввели улучшенные породы скота, завели сельскохозяйственные машины. Но эти положительные стороны колонистов значительно умаляются их замкнутостью и зачастую презрительным отношением к русским поселенцами. Русские крестьяне по большей части не ученики, а батраки немецких колонистов.

Чехи. Чехи пришли в Крым в 1861-62 годах. Часть их после разных неудач вернулась на родину, а часть (около 800 ч.) в Перекопском уезде основала колонии: Табор, Богемку, Цареквич и Александровку, где они занимаются земледелием.

Эстонцы. Эстонцы образовали поселки в Перекопском и Симферопольском уездах в 1862-63 году (по переписи 1897 г. — 2.210 ч.).

Армяне. Армяне разделяются на армян, исповедующих армяно-григорианство, и армян-католиков. Те и другие рассеяны по городам и занимаются главным образом торговлей. Армяне-григориане известны в Крыму еще с XIV ст. Жили они первоначально в Старом Крыму, Феодосии, Бахчисарае и Мангупе.

Цыганы. Цыганы принадлежат к племени, прежде жившему в Индостане, где они составляли класс париев. После нашествия Тамерлана цыганы (тишигане) переселилсь в Африку. Часть их перешла впоследствии через Архипелаг и Малую Азию в Европу. В Крым цыганы попали из Бессарабии. Цыганы живут оседло (Карасубазар, Симферополь, Бахчисарай); они приняли магометанство, говорят на татарском языке (называют себя «туркменами») и усвоили многие татарские обычаи. От смешения с татарами и тип цыган несколько изменился, но лень и полная беспечность остались их характерными чертами. Цыганы торгуют лошадьми, ношеным платьем, занимаются кузнечным ремеслом, извозом, мелкими ремеслами, попадаются среди них музыканты. Татарские оркестры [большой барабан(даул), рожок-пискун (зурна), скрипка и бубен (даре), кларнет] зачастую состоят из цыган.

Караимы. Происхождение караимов в точности не выяснено. Вероятнее всего, что они образовались от смешения хазар, принявших иудейскую религию, с древне-еврейскими обитателями Крыма. По свидетельству древних писателей, еще за несколько веков до Р.Х. в Крыму были еврейские поселения, возникшие здесь одновременно с финикийскими. Сами караимы ведут свои родословные чуть не от Авраама. Учение караизма было принято ими в X в. по Р.Х. (Учение караизма возникло в 750 году по Р.Х. и связано с именем рабби Анан-Ча-Нясси, жившего во времена Багдадского халифата). Говорят караимы на адербейджанском наречии тюркского языка, почти тождественного с татарским. Основное различие караимов от евреев в том, что они не признают Талмуда, а как показывает самое название «караи», т.е. верный писанию, придерживаются буквального текста Пятикнижия Моисея.

С другими народностями они не сближаются; браки с лицами иной национальности воспрещены, тогда как брак между близкими родственниками допускается. Замкнутость, крайний консерватизм, недружелюбие ко всякому единоверцу, отклоняющемуся от старины, патриархальность семейного быта, беспрекословное повиновение главе дома — характерные черты караимов. Живут караимы исключительно в городах, занимаясь торговлей, ремеслами, обработкой табака (фабрики). Главное духовное лицо караимов — гахам — живет в Евпатории.

Крымчаки. Крымчаки известны в Крыму с давних времен. По их преданиям, они переселились в Крым в VI в. по Р.Х. Есть основание полагать, что это потомки пленных евреев, откуда-нибудь приведенных в Крым татарами. По обычаям, типу, языку и занятиям они ничем не отличаются от караимов, но по религии они евреи-талмудисты. Главное их местропребывание — Карасубазар, где хранится их молитвенник.

Турки. Турки, встречающиеся в Крыму, по большей части выходцы с Анатолийского побережья (Трапезунд, Ризе). Многие из них живут в Крыму временно, отправляясь сюда на заработки и оставляя семью дома. Занимаются турки садоводством, огородничеством, всякого рода земляными и каменными работами, рыбным промыслом, мелкой торговлей. В городах турка можно встретить в качестве булочника, содержателя кофейни. Турки известны своей работоспособностью, трудолюбием, честностью, трезвостью и, как рабочие, очень ценятся. В культурном отношении это народ мало развитой.

Костюм турка: штаны узкие снизу и с целым мешком складок сзади, сапоги без голенищ, рубаха или куртка и на голове неизменная феска.

Молдаване. Как временное пришлое население, попадаются в Крыму молдаване. Это исключительно пастухи, которые пасут на Яйле овец и приготовляют брынзу. Пригоняют овец молдаване из Австро-Венгрии. Появились они в Крыму очень недавно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>