Армяне.

07 Июл
0

Армяне

Около 1061 г. армяне в количестве до 20.000 человек выселились в русские владения и, в частности, в Крым. Русские князья приняли беглецов под условием: помогать им в защите их владений от половецких набегов.

Известно, что армяне «играли видную роль в судьбах Византии еще с VIII века и могли проникнуть в Крым гораздо раньше 1061 г. Об этом свидетельствуют эпиграфические памятники. В Феодосии, при Георгиевском храме, хранится армянская надпись, датированная 1027 г. К 1159 г. относится надгробный памятник из Кинбурнской крепости. Оседлость армян в начальную эпоху татарского владычества в Крыму распространяется преимущественно в восточной части Крыма. Они наводняют татарскую столицу Солхат, окрестности Сугдеи и самый город, а затем переходят и в другие центры и местечки Крыма.

По словам арабского писателя 1263 г., армяне в Солхате были основной частью населения. В Сугдее армяне были в таком большом количестве, что вступали в религиозные споры со старожилами греками и, не соглашаясь с последними, находили возможным существовать отдельной общиной. Сугдейский синаксарь отмечает их многочисленность. У нас мало сведений о дальнейшей их истории, но такой факт, как существование около мусульманской столицы и в других местах армянских монастырей вплоть до нашего времени, говорит о их значительном количестве в пределах Крымской Татарии. Монастырь около Солхата возник в XIV веке в честь Св. Креста и называется Сурп-Хач. В куполе монастырского храма сохранилась надпись, датирующая построение храма 1338 г. Около этого монастыря ютилось много келий, по словам записи 1347 г. на рукописном Евангелии, хранящемся в Нахичеванской Георгиевской церкви. Путешественник начала XVII века, Дортелли д’Асколи, говорит, что в Феодосии армяне имели до 28 церквей.

Дальнейшие сведения об армянах можно получить из сочинения «Путешествия по Польше и по другим местам, обитаемым армянами, переселившимися из древнего столичного города Ани», архимандрита Миная Медици, бывшего в Крыму с 1820-1846 г.г. (родился в Трапезунде, умер в Венеции). «Путешествие» написано на армянском языке, «извлечения» из него переведены в «Зап. Имп. Одесс. Общ. Ист. и Древн.», т.X, но так как последняя книга библиографическая редкость, то мы вкратце изложим сведения первой половины XIX века об армянах, связанные с их древностями в Крыму.

Около Перекопа есть селение Армянский базар, где до 60 армянских семейств. Здесь над входом Успенской церкви надпись: «Св. Крест есть память Паша-Хатуни, супруги Каспря, сыновьям дьякона Мартироса»…

В Карасубазаре в половине XIX века, в «почти центральном городе на полуострове», — 300 армянских дворов. До вторжения русских в 1735 г. в Крым в Карасубазаре было 6,000 домов, 38 мечетей и 2 церкви, одна армянская. Последняя «существовала со времени Фетиха (Магомета II)», а возобновлена в 1735 г.

Медици говорит, что армяне на левом берегу реки Карасу — «выходцы из древней Феодосии». В 1777 г. из Карасубазара выселилось в Нахичевань «до 3,000 дворов».

Во вновь сооруженной в 1826 г. Успенской церкви в левой ризнице оставлены ореховые резные двери, «перевезенные сюда из Каффы», с надписью: «Дверь входа в кров жизни, святого храма, Богом обитаемого, сооруженного во имя Св. Богородицы; память всего прихода, лета христ. 961-1512 г.».

Между Карасубазаром и Старым Крымом находились следующие армянские поселения: «Хайали, Бахче-эли, Орталан, Топти (Топлу), Сала и Камышлы»… В рукописной «Четьи-Минеи» говорится: «Начиная от Карасубазара до Сургата (Старый Крым) и до Феодосии, все (!) горы и поля пополнили (армяне) монастырями и церквами». Здесь много армянских памятников древности.

В Судаке находятся развалины армянских церквей и монастыря св. Георгия. «В Коктебельской долине… видны следы монастыря … и алтарь во имя св. Стефана». Здесь находилась надпись, датированная 1400 г.

В Старом Крыме, как нам известно, армяне были в огромном количестве. При въезде в него — «развалины двух армянских церквей», построенных «по обычаю всех древних армянских церквей».

В окрестностях Старого Крыма развалины армянских церквей во имя св. Иоанна Предтечи, во имя св. Стефана, а также и Григория Армянского. «У городского моста — церковь Пресвятой Девы Заступницы, Черпахан».

Монастырь Св. Креста, выше поименованный, «построен в 1338 г.». «Монастырская трехпрестольная церковь красивой архитектуры, над крепкими и прочным стенами церкви возвышается весьма легкий и грациозный купол; внешняя сторона купола имеет форму многоугольника…». В этом храме в разных местах находится множество надписей.

Монастырь Св. Креста, по словам надписи 1751 г., приводимой автором «Путешествия», «есть убежище армян, верных учению св. Григория, Просветителя на пространстве всего полуострова сего, то есть, из Кафы, Феодосии (?), Карасу, Бахчисарая, Кезлева (Евпатория)» и др…

Север Крыма и северо-восточная его часть сильно колонизованы и в настоящее время армянами. Они занимаются преимущественно торговлей, ремеслами и садоводством, прежде же шелководством.