Христианство на Боспоре

По грузинской летописи, христианство на Боспор было занесено св. Апостолом Андреем, который шел с Кавказа в Херсонес через Боспор и Феодосию. Судьбы христианства на Боспоре в первые его века нам почти неизвестны, но можно сказать, что оно здесь появилось довольно рано. В начале IV в. оно было настолько распространено, что имеет уже свою полную иерархию; так, епископ Кадм уже присутствовал на I-м вселенском соборе в Никее (325) и подписался: «Кадм, епископ Боспора». В IV в. политика византийских императоров способствует развитию христианства; этой новой вере способствовал в подготовке умов, существовавший на Боспоре и занесенный из Фракии, культ Сабазия (или Сэбазия), близкий к культу Иудейского бога Саваофа или Иеговы. Поклонникам Сэбазия были близки для понимания теология христианства и его религиозно-нравственные идеи. Проникновение христианства на Боспор шло, вероятно, и чрез Малую Азию непосредственно, и чрез Херсонес, и чрез Кавказ. Древним памятником христианства пока является эпитафия 601 г. по Боспорской эре (304 г. по Р.Х.). Боспорская епархия существует в IV и V в.в. Ее самостоятельность выражается в том, что ее епископы участвуют на вселенских и поместных соборах. Вероятно, Боспор также зависим от Византии, как и от Рима, но помимо этой зависимости боспорская епархия находится с ней в церковном общении. В V в. христианство преобладает в Боспоре, после, конечно, значительной борьбы с язычеством и иудейством. К этому времени относится, исследованная проф. Ю.Кулаковским в Керчи, «катакомба» (склеп), в которой были похоронены супруги Саваг и Файспарта (сарматские имена). Склеп этот датирован 788 г. боспорской эры (491 г. по Р.Х.). Тип склепа языческий. На стенах его нарисованы красной краской кресты типичной ранне-византийской формы и начертаны надписи, заключающие в себе заупокойные молитвы, между ними целиком 90 псалом. Есть основание думать, что царь Тиберий Юлий Диуптун был христианин (VI в.).

При императоре Юстиниане Великом (527-565) Боспор — в сильной зависимости от империи. В это царствование на Боспор был послан крестившийся гунский князек, Горда; в качестве правителя он ревностно стал искоренять остатки язычества, переливая металлические изображения богов на монеты, но резкостью поступков вызвал возмущение граждан, во главе с его братом Мугелем, и был убит. Мугель, в свою очередь, был изгнан имперскими войсками. На Боспоре остается византийский гарнизон. Империя обложила Боспор (и Херсонес и, вероятно, Феодосию) определенными податями и натуральной морской повинностью. Юстиниан же обновил оборонительные стены Пантикапея.

Прошедшие чрез южно-русские степи, авары, кажется, не затронули Боспора, но за ними пришли турки, во главе с ханом Турксанфом, который после некоторого сопротивления взял и разграбил Боспор (конец VI в.). Турки вскоре отошли из Тавриды, а Боспор опять во власти империи. К концу VII в. Боспор — во власти хазар под управлением их наместника «тудуна». С этого времени власть Византии почти не возобновлялась в Боспоре. Проходит ряд веков, а Боспор не дает нам материала для своей истории; он, как видимо, делается все менее и менее значительным и в начале XI в. начинает входить в ведение Тмутараканского удела. Прямого известия о принадлежности Боспора этому русскому уделу и его князю у нас нет; но в конце XI или начале XII в. Тмутараканское княжество падает в бесплодной борьбе со степняками, которые потом погубили и Киевскую Русь. До XIII в. источники не дают нам сведений о Боспоре; здесь, вероятно, пользуются властью и византийцы, и проникшие сюда итальянцы. Сведения о Боспоре нам даются «посланием епископа Аланского Феодора», относящиеся к 1240 г., но эти известия суммарны и неясны. «В 1318 г. генуэзцы основали постоянную колонию в Боспоре, — который у них носил имя Воспро или Пантикопера». С 1333 г. здесь утверждается кафедра католического епископа (первый епископ Франциск де-Камарино). Наставляя епископа, папа Иоанн XXI называет Боспор «именитым, обширным, весьма населенным, изобилующим всякими благами мира сего» (по Ю.Кулаковскому «Прошлое Тавриды»). На следующий год Боспор посетил арабский писатель Ибн-Батута. Он пишет, что в степи близ Боспора живут христиане и, повидимому, это были христиане восточного исповедания.

Дальнейшая жизнь на Боспоре тянется по традиции, переживаются и изживаются старые формы жизни. Организм теряет свою жизнеспособность, и остается только былая слава в преданиях позднейшего поколения. В турецко-татарскую эпоху разрушаются последние памятники древности, и только одна гора Митридат и окружающие курганы таинственно хранят признаки прежней жизни.

Со времени перехода Тавриды к России начинаются исследования, изучения и раскопки на территории древнего Боспора. Раскопки на территории Пантикапея особенно были малоудачны, в смысле их научного метода исследования. Копали без системы, без определенного плана. Дневники раскопок составлялись неудовлетворительно или совсем не составлялись. О громадном количестве древностей можно сказать, только одно то, что они из Керчи, а где они добыты, при каких обстоятельствах — неизвестно. История Боспора пока суммарна, так как материал большею частью случайный. Только за последние десятилетия можно сказать, что раскопки идут сносно, да и то больше копают могилы и курганы.