СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ИМЕН, НАЗВАНИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Аббасиды — династия арабских халифов (750 — 1075 гг.), сменившая Омейядов.
Один из самых знаменитых ее представителей — Харун ар-Рашид (785 — 809 гг.), впрочем, незаслуженно возвеличенный и, на самом деле, не очень удачливый, как правитель. При Аббасидах начался упадок Арабского халифата с центром в Багдаде.

Август (от лат. — возвеличенный) — титул, помимо имени приемного сына Цезаря — Октавиана (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), всех последующих римских императоров.

Августа— официальный титул византийской императрицы.

Аверс (от лат. adversus — обращенный лицом). — лицевая сторона монеты (ср. реверс).

Авидос — византийский портовый центр в самом узком месте пролива Дарданеллы. Здесь периодически устраивалась ярмарка — панигир, а также была таможня, которая контролировала движение кораблей к Константинополю и взымала пошлины.

Агиография (греч.) — жизнеописания святых, жития, деяния мучеников. Авторы их — агиографы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках современной им истории и повседневной жизни. Поэтому при соответствующем критическом подходе агиографическая литература дает ценную информацию как исторический источник.

Агнец (слав. ‘ягненок’) — часть просфоры, необходимая для совершения церковного таинства Евхаристии.

Агон (греч.) — борьба, состязание; спортивные, (гимнастические), конные, художественные (поэтические и музыкальные) соревнования, наконец, просто стремление к спортивным успехам.

Агора (греч.) — место для собраний, городская площадь, которую окружали здания административного, общественного, торгового назначения. В античную эпоху на ней возводили храмы, алтари, а в средние века церкви.

Агораномий — служебное помещение агораномов, обычно на рынке — агоре.

Агораномы — выборные должностные лица в греческих городах, которые следили за благоустройством мест торговли и всячески поддерживали ее порядок. Они назначали цены на некоторые товары, контролировали деятельность денежных менял и добивались соблюдения существовавших законов денежного обращения. Обычно от их проверок были свободны только торговцы хлебом. Но наиболее обременительная обязанность агораномов была связана с решением всегда трудной проблемы обеспечения города зерном. Агораномы имели право налагать легкие телесные наказания, если нарушитель порядка был раб, а свободорожденных — штрафовать на крупную сумму. Количество херсонесских агораномов, одновременно исполнявших свои обязанности, неизвестно. Иногда выбирались лишь два или три магистрата. Можно отметить, что в праметрополии Херсонеса — Мегарах и других выведенных ею колониях, существовало по два агоранома. Но обычно их число было больше. Например, в соседней Ольвии, которая по объему своей торговли и величине не превосходила Херсонес, была коллегия агораномов из пяти человек. Вместе с тем, в херсонесских надписях эта должность всегда оказывается связана с именем только одного человека. Неизвестен также срок полномочий местных агораномов. Обыкновенно, они избирались на год, но в первые века новой эры выполнение ими обязанностей нередко ограничивалось несколькими месяцами. Впрочем, это не исключало существования агораномов, которые назначались пожизненно. Последнее особенно часто наблюдалось в условиях олигархии, которая была присуща и Херсонесу римского периода. В первые века новой эры должность агоранома была весьма обременительной, требовавшей значительных денежных затрат в качестве литургии. Зачастую херсонесские агораномы располагали только собственными средствами или пользовались средствами из специальных расходных сумм агораномии. Но очень вероятно, что они же вносили их туда. В IV веке, с исчезновением институтов античной полисной организации, функции агораномов перешли в руки государственных чиновников.

Аид — древнегреческий бог преисподней и его подземное царство, куда, согласно поверьям древних греков, отправлялись души умерших. По представлениям древних греков, этот мрачный владыка загробного мира владел всеми драгоценными камнями и металлами земли, но, самое главное, следил за тем, чтобы умершие не могли вернутся обратно на землю, в мир живых. Аид украл племянницу Зевса,
дочь богини Деметры, Персефону, и женился на ней.

Аканф (акант) — род растений из семейства акантовых, произрастающий в Средиземноморье. Его лист с несколькими острыми концами напоминает медвежью лапу и в стилизованном виде широко встречался в греческой, римской и византийской архитектуре, искусстве.

Акрополь (греч. ‘верхний город’) — возвышенная часть древнегреческого города, обычно укрепленная. К примеру, акрополем назывался старый центр античного города Византия, а затем и Константинополя, расположенный на холме в восточной части города.

Акротерий (греч. ‘острие’) — скульптурное украшение по углам фронтонов зданий, декоративное навершие стел.

Ала (от лат. — крыло) — со времени правления Гая Юлия Цезаря (46 — 44 гг. до н.э.) тактически самостоятельная боевая единица, отряд конницы вспомогательных войск численностью от 500 до 1000 всадников. В Римской империи в алах насчитывалось 16 турм по 30 всадников или 24 турмы по 40 всадников.

Алкион (Алкиона) — греч. ‘зимородок’. В брачный период зимородков, падающий на зиму, в течение примерно двух недель стоит тихая погода. Этот период времени греки называли ‘алкионины дни’, то есть дни обретенного покоя.

Аланы — этнос (?) центрально-азиатского происхождения. Возможно, социальная, надплеменная прослойка сарматского общества, этакий внеэтнический ‘рыцарский орден’ или не многочисленный, но могучий род, растворившийся в среде покоренного сарматского населения. Осели восточнее Дона и севернее Кавказа. В конце I — II века аланы продвинулись на запад и стали угрожать Римской империи. Часть из них оставалась жить на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье. Формирование аланской материальной культуры следует относить к V веку. В VI — VII века земли аланов простирались от Кубани до Дагестана. Понятие ‘аланы’ в раннее средневековье, вероятно, прикрывало собой целый союз племен. В IX веке аланы были обращены в христианство. Х — XII века являлись периодом наивысшего расцвета военного могущества и культуры аланского населения Северного Кавказа. Очевидно, тогда же произошло оформление раннефеодального государства Алании.

Алтарь (греч. bomos, berna, лат. altaria, от altus — высокий) — возвышение, место жертвоприношений богам, героям, а также умершим, устраивавшееся в ‘священных местах’. Жертвенный дар ставился, высыпался, выливался или сжигался на них. Античные алтари имели самые разные размеры, от крошечных, до монументальных построек; существовали в храмах, общественных зданиях, частных домах, могли устраиваться вне храма.

В христианском храме алтарем (по-гречески — вимой) являлось место, возвышавшееся над полом храма на высоту одной — трех ступеней, где происходили главные богослужебные церемонии. Здесь в алтарном пространстве, отделенном священной (алтарной) преградой, помещались престол и жертвенник. Мирянам вход в алтарное пространство ограничен и полностью оно доступно только клиру. Алтарь представлялся византийцу троном Господа, огни алтаря — звездами, фимиам — дуновением и благоуханием Св. Духа.

Алтарная преграда — невысокая, не выше метра, ограда (рус. тябло, от греч. tempion), которая отделяла открытое алтарное пространство от средней части раннесредневекового византийского храма. Обычно такой парапет был деревянным или состоял из резных мраморных, каменных плит, в которых оставался в центре проход в алтарь. Он назывался ‘святыми вратами’ (в русской церкви — ‘царскими вратами’). Херсонесские священные (алтарные) преграды были украшены декоративными листьями аканфа (аканта), арочками, крестами, хризмами, розетками, плетенками, иногда монограммами, надписями имен заказчиков, даривших их храму. В ранневизантийский период над такими оградами стали сооружать колонны, к которым крепилась завеса. Ее открывали перед службой, а после окончания закрывали. Со второй трети IX века сверху и между колоннами стали размещать иконы Христа и Богоматери, а постепенно и других святых, то есть возник иконостас (от греч. eikon — икона, и stasis — место стояния). Он стал той символической границей, которая как бы разделяла землю и небо, точнее, царство небесное, в которое должен стремится каждый истинный христианин.

Альфа и омега — первая и последняя буквы греческого алфавита (ai-O)). Символизировали начало и конец какого-либо явления.

Амастрида (Амастра) — древний греческий портовый город в Пафлагонии.

Амвон — площадка или помост в центре раннехристианского храма, где во время службы помещались диаконы, анагносты — чтецы Евангелия, певчие, откуда священник провозглашал проповедь, иногда совершал обряд причащения. Амвон символизировал Голгофу, на которой был распят Иисус Христос, либо камень, который отодвинул ангел от гробницы Спасителя и с которого рассказал женам — мироносицам про его воскрешение. В настоящее время роль амвона в церкви выполняет выступ солеи
напротив святых (царских) врат, выдвинутый в центр храма.

Амфиктония — религиозный союз, который объединял древних греков около одного из культов богов.

Амфод — жилой квартал византийского города с прилегающими к нему улицами.

Анагносты — дословно ‘чтецы’; разряд низших клириков, которые занимали в византийской церковной иерархии ступень, предшествующую иподиакону.

Аналой (аналогий) — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут богослужебные книги и иконы.

Анатолик (Анатолики) — одна из важнейших и старейших византийских фем,
охватывавшая самую сердцевину Малой Азии, ее центр и юго-восток. Главный город — Аморий во Фригии. По мнению византинистов, образована либо при василевсе
Ираклии (610-641 гг.), либо в 669 году.

Андрон — парадное помещение в доме, где проходили трапез! мужчин. Вдоль стен стояли ложа для возлежания во время пира.

Анфипат патрикия — византийский почетный титул выше патрикия, который давался в знак отличия, за особые заслуги перед императором. По мнению некоторых византинистов, равнялся званию проконсула. Был введен в правление василевса Феофила (829-842 гг.) и употреблялся до конца XI-начала XII веков.

Аподоместикэкс-доместик.

Апоипат — экс-консул, почетный византийский титул, появившийся при императоре Маркиане (450-457 гг.).

Апоэпархэкс-эпарх.

Апойкия (эпойкия) — ‘выселок’, созданный переселенцами второй волны в греческие города — колонии. ‘Новички’ — апойки (эпойки) не имели таких юридических прав, как первопоселенцы.

Апокалипсис (греч. ‘раскрытие’, ‘откровением) — заключительная часть в Библии. Написан Иоанном Богословом в самом начале II века н.э. на эгейском острове Патмосе.

Аполлон — сын Зевса и брат Артемиды, один из главных богов греческого пантеона, наделенный разнообразными функциями. Почитался как бог солнечного света, гармонии, духовной деятельности, искусств, охранитель, отвратитель бед, а также обладал даром предвидения и наделял этим свойством людей. Согласно мифам, он сделал в городе Дельфы святилище, в котором находился главный оракул Греции.

Апостолы (греч. ‘посланцы’) — двенадцать учеников, избранных Иисусом Христом Его спутниками и свидетелями Его воскресения. Они были посланы в мир для проповеди Евангелия. Павел (до обращения иудей Шаул или Савл) был сопричислен к ним как апостол язычников (народов).

Апотропей (с греч. ‘отвращающий беду’) — талисман, амулет, которому приписывали свойства оберегать людей, их имущество от враждебных сил, злых духов. Их носили на груди, делали скульптурные или рельефные изображения. Типичный пример — изображение букрания — бычьей головы в фас или горгонейя — головы Медузы Горгоны, мифического существа, своим взглядом превращавшего все живое в камень.

Апофеоз (с греч. ‘обожествление’) — обычай культового почитания правителей и людей, отличившихся перед государством или городом. В первые века новой эры эта традиция стала распространятся и на простых умерших людей.

Апофика (апотика) — место сбора грузов, византийский государственный таможенный склад и одновременно таможенный административный округ в VI — VIII века. С 730 / 731 года были заменены системой коммеркий — государственных бюро таможенной регистрации и сбора имперских пошлин.

Апоэпарх — высокое византийское звание, дававшееся бывший эпархам или другим знатным лицам.

Апсида (греч. ‘свод’) — полукруглая ниша с куполом или полусводом. В христианских храмах и базиликах прикрывала алтарный выступ, где находился престол.

Арифм — дословно ‘числа’, византийский воинский отрад, одна из тагм.
императорского войска.

Аркарий — финансовый имперский чиновник в ранней Византии, собиравший денежные налога в кассу ведомства префекта претория или комита ‘священных щедрот’.

Аркосолий — невысокая, глухая, сводчатая арка в стене, под которой в костехранительнице помещали остатки усопших. Аркосолий получили особое распространение в херсонесских небольших квартальных храмах — усыпальницах XII — XIV веков.

Армениак (Армениаки) — одна из важнейших византийских фем на крайнем северо-востоке Малоазийского полуострова, образованная при василевсе
Ираклии (610 — 641 гг.) или в 667 году. Главный центр — город Амасия.

Артемида — сестра Аполлона, целомудренная богиня-охотница, покровительница всех диких животных, плодородия. Она умела лечить, защищала супружество и деторождение, помогала роженицам (Илифия). Часто приравнивалась к богине луны — Селене. Как правило, изображалась в коротком хитоне, с колчаном за спиной и копьем в руке, в сопровождении лани.

Архаический период-охватывает период античной истории с VIII по VI века до н.э.

Архонт — представитель исполнительной власти в греческих государствах. В Византии — глава административно-территориальной единицы — архонтии. В более широком смысле — представитель знати, государственный служащий высокого ранга, чиновник, ‘начальник’. Византийские историки и хронисты иногда именовали так не только своих, но и иноземных правителей.

Архонтия — особый вид административной области, признающей зависимость от Византийской империи, но сохраняющей некоторую автономию. Архонтии, как правило, лежали на границах империи и были населены как греками, так и иноязычными по отношению к грекам народами.

Асикрит — придворный секретарь в Византии.

Асклепий — бог врачевания в греко-римском пантеоне, культ которого сложился в Греции около VII века до н.э.. Его изображали в облике бородатого мужчины, одетого в длинный гиматий, опирающегося на посох, вокруг которого обвилась змея. Согласно мифам, Асклепий, сын Аполлона, женился на Эпионе — ‘болеутолительнице’, дочери Меропса, правителя острова Кос в Эгейском море. Среди его детей Гигиея
олицетворяла лечение природными факторами, Панакея (Панацея) — искусство лечения лекарственными средствами растительного происхождения, Телесоф — лечение сном и успокаивающими средствами. Наиболее известные сыновья Асклепия — Подалирий лечил внутренние болезни, а Махаон ведал хирургией. Возможно, что прототипом легендарного Асклепия был царь Фессалии — искусный врачеватель Асклепий, живший, согласно Гомеру,
в XII до н.э. Асклепейоны, святилища лечебно-санитарного характера, состояли обычно из храма, где помещалась статуя бога, крытых портиков, в которых находили приют странники, а также источника или водоема для очищения и омовения. Врачевание обычно совершалось во время инкубации — священного сна, когда больной ночевал в святилище.

Асс — римская медная монета. Со времен Августа 2,5 асса составляли сестерций. В Ш веке н.э. чеканка асса была прекращена.

Астиномы — должностные лица в эллинистическом полисе, в обязанности которого входило наблюдение за чеканкой монет, правильностью мер и весов, качеством и точностью объемов производимых амфор. Очевидно, общий процесс сокращения коллегиальных органов, наметившийся в Херсонесе к первым векам новой эры, постепенно привел к исчезновению астиномов и переходу их функций к агораномам.

Атриклиний — византийский придворный чиновник, отвечавший за организацию царских приемов, званых трапез. Триклинием называлась трапезная во дворце, зал приемов.

Афина — одно из главных божеств греческого пантеона, наделенная разнообразными функциями. Почиталась как Афина Паллада (дева), вечно девственная богиня (Афина Партенос), покровительница города (Афина Полиада), богиня — победительница, спасительница (Афина Сотейра), боги мудрости и разума, любимая дочь Зевса, согласно мифам, рожденная из головы. Как правило, ее изображали в виде величественной женщины в шлеме, с копьем, щитом и эгидой. Афина, прежде всего, считалась покровительницей мирного труда, ремесел и наук.

Афродита — древнегреческая богиня любви и красоты, олицетворение плодоносящей функции, покровительница брака. В Херсонесе ее почитали как морское божество и как покровительницу душ умерших. Связь Афродиты с плодородием объясняет хтонический
характер почитания, какой она иногда имела. По мнению исследователей, официальный культ богини был введен в Херсонесе под влиянием Рима, поскольку римляне почитали ее как родоначальницу и покровительницу. Во II или III веке в городе существовал храм Афродиты, выстроенный в римском стиле. На его ремонт агораном Аврелий Гермократ пожертвовал 3000 денариев из расходных сумм агораномии. Почитавшаяся в этом храме богиня считалась покровительницей умерших, о чем говорят находки предметов с изображением Афродиты и ее свиты в женских захоронениях некрополя Херсонеса.

Ахерон (иначе Кокит) — река загробного царства Аида. Так же называл, в древности одна из рек в Далмации.

Ахилл — в греческой мифологии герой Троянской войны, о которой повествует ‘Илиада’, поэма древнегреческого поэта Гомера. Исследователи считают, что война между греками за западно-малоазийский город Трою (Илион), видимо, могла быть около 1240 — 1230 гг. до н.э.

Аэдес принципорум — римское лагерное святилище, ‘знаменная комната’; обычно располагалось в здании комендатуры военного лагеря.