Феодосия

На юго-восточном берегу Черного моря, при большой бухте, на склоне горы Тете-Оба, находится в настоящее время порт Феодосия (богом дарованная). В памятниках эпиграфических и литературных Феодосия, как город, встречается около IV в. до Р.Х. В эпоху Спартокидов на Боспоре (438/7-1 в. до Р.Х.) город — в расцвете, о чем говорят Скилакс и Демосфен. Но нет точной даты о возникновении Феодосии даже в предании. Феодосия была основана около 600 г. до Р.Х. ионийскими греками из Милета. Уже в VI в. она ведет торговлю с Афинами, вероятно, с эпохи Писистрада (560-527 до Р.Х) и тяготеет к нарождающейся республике. Это доказывается находками при земляных работах фрагментов посуды аттической черно-фигурной техники. Влияние Афин в Феодосии, как и в других пунктах черноморской греческой колонизации (Ольвия, Пантикапей, Херсонес и др.), резко обрывается в эпоху персидских войн (отсутствие фрагментов строгой красно-фигурной техники) и оживает в конце V в. и в начале IV в. Последнее подтверждается находками фрагментов прекрасного (роскошного) стиля и чудными терракотами. До конца V в. мы не можем сказать ни о государственном строе Феодосии, ни о ее самостоятельности или зависимости. По всей вероятности, она имела тип того города-государства, выродившегося из фактории, каковой представляли сиз себя другие колонии. Известно из свидетельства Полиэна, что в конце V в. и начале IV в. при боспорском царе Сатире I (407-387 до Р.Х.) Феодосия подвергалась со стороны последнего попытке завоевания ее и только благодаря соперникам Пантикапея, Гераклеи и ее колонии, Херсонеса Таврического, сохранилась самостоятельность Феодосии, но не надолго: сын Сатира I Левкон (387-347) около 355 г. до Р.Х. овладевает городом и заботливо поднимает его благосостояние и торговое значение устройством безопасной и удобной гавани для судов, привлекая в нее иноземные суда, даруя им право беспошлинной торговли. Демосфен, знаменитый афинский оратор, так говорит в речи своей против Левтина: «Левкон устроил новый торговый порт Феодосию, который, по словам моряков, ничуть не хуже Боспора, и здесь даровал… беспошлинность».

С этих пор в титуле Спартокидов находится и Феодосия. Значение Феодосии среди боспорских городов было громадно. В конце V и начале IV в. Феодосия ведет торговлю с Аттикой, Родосом, Фазосом, Книдосом и мн. др. пунктами, не говоря уже о ближайших к ней (амфорные ручки из раскопок А.Л.Бертье-Делагарда, аттическая и др. посуда и прочие археологические предметы). Левкон даровал Феодосии ателию (своего рода порто-франко), что еще больше ее подняло. Вывозом служили предметы, общие всем северно-черноморским колониям. В IV в. Феодосия имеет свои прекрасные монеты — один из существенных показателей высокой культуры города и внутренней самостоятельности. Для последующих времен и особенно для эллинистической эпохи историко-археологические сведения очень незначительны. В конце IV в. Феодосия сильно падает. С упадком Афин, как всемирного культурного центра, и началом эллинистической эпохи, с возвышением варваров, заявлявших претензию на самостоятельность, совершается понижение жизнедеятельности колоний. В Тавриде почуяли слабость соседей и свою новую силу скифы: они под могучим правлением Скилура (II в. до Р.Х.) становятся страшными не только Феодосии, но и более сильным, Пантикапею и Херсонесу, которые трепещут и ищут защиты вне Тавриды. Во времена Мифрадата VI Евпатора (63 г. до Р.Х.) Феодосия с Пантикапеем — в руках скифа Савмака, провозгласившего себя, после убийства ц. Перисада, царем Боспора. Только при помощи полководца Мифрадата, известного Диофанта, Феодосия освобождается от скифов, потерявших свою силу и могущество.

Диофант присоединил Феодосию около 107 г. до Р.Х., как данницу, к царству своего повелителя. Феодосия под могучей рукой «ахемена» воскрешает свою торговлю. Мифрадат (ум. 63, до Р.Х.), нуждаясь в средствах для борьбы с Римом, сильно изнурял налогами города Боспора, чем вызвал восстание в них (ок. 63 г. до Р.Х.); среди них деятельно участвовала и Феодосия, но самостоятельность продолжается до взятия ее Фарнаком (63-47 до Р.Х.) в борьбе против восставшего полоководца Асандра. Фарнак погиб в этой борьбе (47 г.), а Асандр (47-17 до Р.Х.) владеет Феодосией.

С этого момента Феодосия постепенно теряет свое торговое значение и сильно слабеет в дальнейшую римскую (императорскую) эпоху, особенно после разгрома Родоса и переноса всемирного центра далеко на запад, в Рим.

Археологические находки этой эпохи очень слабы и малы; литературные же сведения говорят о сильном упадке города. Ариан (II в. по Р.Х.) говорит: от Пантикапея 700 стадий «до опустелого города Феодосии; и это был древний эллинский город — ионический, основанный Милетинами»… Упоминает о Феодосии Аммиан Марцелин (конец IV в. по Р.Х.). Внутренняя жизнь римской Феодосии нам мало известна. Город был самостоятельной частью целого Боспорского царства. Один эпиграфический памятник говорит о том, что в Феодосии была какая-то община «высочайшему милостивому богу», членами коей были лица варварского происхождения. Эта община, вероятно, основана евреями, которые со времени Мифрадата Евпатора проникли и в Феодосию. В IV в., во время стремительно-разрушительного нашествия гуннов, их орды, проникнув в Тавриду, временно овладели Феодосией; под их насилием Феодосия сильно ослабла. Древняя Феодосия (гунно-аланская Абдарба) существовала и в византийское время с христианским населением и христиано-византийской культурой. Сохранилась мраморная колонна с греческой надписью от 819 г.; об этой культуре упоминает и Константин Багрянородный в X в., и свидетельствую фрагменты византийской поливной посуды, находимые в огромном количестве. В этот период Феодосия из Абдарбы была переименована в Каффу. Каффа-Феодосия потом снова переживает блестящую эпоху. О том, были ли здесь властителями хазары, мы не знаем точно, но о власти куман — половцев с конца XI в. и до конца XII в. можно быть уверенным.

Около 1223 г. вместе с Судаком Каффа попадает в руки татар. Средневековая Каффа-Феодосия имеет весьма разнообразное население. Кроме притока его с востока, чрез южно-русские степи, начинает проникать волна нового населения с элементами новой культуры с запада, особенно из итальянских коммерческих республик: Генуи и Венеции. Каффа после 1261 г. становится колонией генуэзцев и центром для всех их поселений на берегах Черного моря. Генуэзцы приобрели город у татарского хана Оран-Тимура. Сила Каффы настолько велика, что она тревожит татар и венецианцев, и их усилия овладеть или хотя бы ослабить ее только на время тормозят ее пышный расцвет. Папы помогают генуэзцам, желая иметь твердый оплот католичества на востоке. Борьба с Кипчакской Ордой иногда имеет счастливые результаты, и в наступательном движении генуэзцы завладевают Судаком и его областью и с перерывами владеют ими, распространяя власть до Балаклавы включительно.

В начале XV в. в Феодосии до 21.000 домов; она сильно укреплена, украшена статуями и фонтанами и имеет хороший водопровод; об удобстве и безопасности гавани говорить не приходится, так как с древних времен Феодосия ею славилась. В 1318 году в ней учреждается епископская кафедра. Но близок был и день ее падения. Обособление усиление крымских татар и возраставшее могущество турок обусловили все причины ослабления Каффы. Татары с суши, а турки с моря делают невозможной торговлю и, ослабляя экономическую сторону города, главную артерию всей его жизни, энергично стремятся к изгнанию генуэзцев из Тавриды. Падение Константинополя 1453 г. заперло генуэзцев в Черном море и лишило связей с митрополией. 1454 г. Каффа — данница крымского хана. Митрополия ее делает усилие (в 1453 г.) передать ее в ведение «банка св. Георгия», который своими финансами стремится отодвинуть падение власти генуэзцев не только в Каффе, но и в других черноморских колониях. Папы тщетно стремятся сохранить только что развившийся аванпост католицизма. Но внешние старания не остановили падения города. Внутренние язвы сильно точили его организм, а внешние враги добили. Эти язвы заключались прежде всего в борьбе партий, а затем в продажности чиновничества его лихоимстве. В 1475 г., после отчаянной борьбы, генуэзцы покидают Каффу. Остатками 200-летнего генуэзского периода в Феодосии-Каффе служат поныне сохранившиеся руины оборонительных стен и башен,(18) многочисленные эпиграфические, архитектурные и религиозно-бытовые памятники, хранящиеся на месте и в музеях юга России. Вместе с культурой Византии здесь самостоятельно встречаются и переплетаются влияния и культуры восточной (арабо-персидская) и западно-европейская ( северно-итальянская по преимуществу) и др.

Турецкий период Каффы был менее блестящим. Турецкое наименование города — «Кучу-Стамбул» или «Крым-Стамбул» или «Кефэ». При завоевании турки или разрушили многие генуэзские здания, создав новые, или перестроили их; украсили город мечетями, минаретами и др. своеобразными зданиями, соответствовавшими их потребностям и вкусам. Каффа в это время служила прежде всего передовым постом турецкой империи, который следил за верностью крымских ханов и за поднимающейся и расширяющейся московской державой. Торговое значение не угасает: царь Иван IV (1547-1584) хлопочет у султана Баязета о торговых сношениях русских с Кучук-Стамбулом. Целые столетия проходят в борьбе русского государства с Крымским ханством, дабы обеспечить южно-русскую степную колонизацию от татарских набегов и удовлетворить насущное стремление к морю. В 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому миру Крым отошел к России. В 1787 г. включен в Таврическую область г.Каффа, получивший прежнее свое наименование Феодосия.