Судак

Нынешний Судак, древняя Сугдея, Сурожь древней Руси, начинает свою историческую жизнь в хазарскую эпоху Тавриды. Основание его относят к 212 г. по Р.Х. Название города иранское и, может быть, аланское. Трудно думать, что греки прошли мимо этого города с его прекрасной гаванью для того времени, но говорить о них на территории Сугдеи у нас нет данных. Исследования же на ее почве произведены почти не были. В половине VII века в нем имеет свою кафедру православный епископ, а в VIII веке он выступает на всемирную арену в борьбе за иконы. Энергичным руководителем своей паствы в это время является святитель Стефан, современник Иоанна Готского. Он всеми силами религиозно-морального воздействия стремится удержать свою паству в православии, принимая у себя в то же время беглецов-иконодулов и облегчая всевозможными средствами их печальную участь. В этом ему много помогал его духовный сын, хазарский наместник гор. Сугдеи, Юрий Тархан, что говорит о том, что христианство коснулось в сильной степени и хазар. Святитель Стефан участвовал во VII-м никейском соборе (787 г.). Он был родом из Каппадокии, похоронен в Солдайи, в храме св.Софии. В начале IX века Сугдея (Сурожь) подвергается набегу какого-то легендарного русского князя Бравлина (Бранлива) из Новгорода, который, разгромив город, ограбил храмы и гробницу святителя Стефана, но, будучи за святотатство поражен болезнью, возвратил награбленное, после чего получил исцеление. В этом набеге Бравлина можно видеть обычный в то время набег какой-нибудь варяжской дружины, пиратствовавшей по Черноморским берегам.

Около начала XI века Сугдея подпадает под власть Византии; а в половине XI века стратиг Херсонеса в то же время называется и стратиг Сугдеи (Лев Алиат). В этот период обосновывается Тмутараканское княжество на Тамани и в Тавриде — в Корчеве (ныне Керчь). Деятельность Руси продолжается и дальше по берегу полуострова и, вероятно, в это время возникают коммерческие связи Сугдеи с Русью, продолжающиеся до конца Тмутараканского княжества (конец XI в.). В XII в. влияние Византии сильно падает в Тавриде, и расширяется хазарское. Хазары, теснимые в своей митрополии, сосредотачивают свои силы на полуострове, и это приводит к тому, что вся херсоно-сугдейская фема и вся Готия, и Тмутараканское княжество именуются Хазарией. Арабский географ Эдризи (около 1150 г.), перечисляя города этой Хазарии, упоминает среди них и Сугдею. После 1203 г., по взятии крестоносцами Константинополя, в Тавриде и, особенно, в Сугдее, появляются венецианцы и энергично начинают развивать свою торговлю во время существования «Латинской империи» (до 1261 г.); с ее падения, венецианцы, хотя и остаются в Сугдее, однако утрачивают свою силу, так как появляются в Тавриде их соперники — генуэзцы. Итальянцы называют Сугдею Солдайей. Венецианцы не могли развить свою деятельность еще и потому, что ослабевшая Хазария была добита татарами, и последние своими набегами губили деятельность Сугдеи. Особенно ужасны были набеги в первое десятилетие их пребывания в Крыму. Впоследствии татары чрез своего наместника (тудуна) покровительствуют коммерческой деятельности Сугдеи. Под 1249 г. инок-летописец записал о том, что Сугдея свободна от татар, и что население ее — около 8.300 человек. Несчастия извне побуждают жителей Сугдеи находить утешение в религии, и они ревностно оберегают чистоту свой веры и свои святыни.

Будучи ближайшим коммерческим портом крымской татарии, Сугдея сохраняет основное греческое население и, платя хану дань, пользуется автономными правами, имея своего правителя (Севаста). Сугдею посетил в 1253 году посол французского короля Людовика IX Рубруквист; он говорит, что местные городские власти отправились к хану Батыю для доставления дани, и что ему рекомендовали отправиться дальше в русских повозках. Как видимо, русских здесь было достаточно, и между Русью и Сугдеей существовали торговые связи. О последнем говорит и Ипатьевская летопись: смерть галицкого князя Владимира Васильевича оплакивали и «сурожане».

Коммерческая деятельность Сугдеи растет, она находится в сношении с портами Средиземного моря. Венецианцы получили большие льготы в Сугдее и сильно подняли ее благосостояние. По известию Ибн-Саида, Солдайя не уступает Каффе. Деятельность же генуэзцев здесь весьма стеснена. Соперничество их часто переходит в вооруженные столкновения, и только в конце XIII века враги-италийцы заключают «вечный мир» для самозащиты от татар. В это же время значительную часть населения составляют армяне. В 1289 году Ногай опустошил все побережье и сжег Сугдею и Каффу. В 1322 году, по ловам сугдейского синаксаря и арабского писателя, Ибн-Батуты, татары страшно разгромили город и ограбили его святыни. Папа римский Иоанн XXII просит хана Узбека пощадить город, но в 1327 г. повторяется событие 1322 г. Эти погромы привели к тому, что население Сугдеи бежит, и в ней преобладают тюрки. По известию Ибн-Батуты и Абульфеда, христиане изгнаны из Солдайи. Христианское население, несмотря на ужасы и притеснения, все еще поддерживает связи с империей и патриархом. Еще в конце XIII века сугдейский епископ переименован в митрополита. Этот факт обусловливается не расширением епархии, а стремлением к возвышению православия, рядом с возникающей католической епископией в Каффе. В начале XIV века митрополит сугдейский ведет тяжбу с готским, а в конце XIV века — и с херсонесским из-за маленьких селений. Торговое значение города все еще держится, так как он был ближайшим портом к Солхату столице крымского юрта. Самостоятельность Сугдеи постепенно падает, а в 1365 г. генуэзцы получили город со всем округом (18 селений) на тех же правах, как и Каффу. В ближайших селениях жители — наполовину греки, наполовину татары. Генуя назначила сюда своего консула, и город снова оживает под влиянием генуэзской торговли. Консул Солдайи был и комендант, и заведывающий финансами, и военачальник. В это время возникли те тройные укрепления, которые частью и по сей час сохраняются. Город украшается роскошными храмами, зданиями. В 1449 г. в Солдайе было 13 церквей.

Катастрофа Каффы в 1475 г. была катастрофой и для Сугдеи: она перешла в руки турок, после отчаянного сопротивления генуэзского гарнизона. Сугдея стала сильно падать. Мартин Броневский говорит, что в его время (1578) Сугдея сохраняла еще стены, обрамляющие гору тремя лентами, с круглыми и четыреугольными башнями; храмы, дома, башни с орнаментами и генуэзскими гербами пришли в жалкий вид; население значительно уменьшилось, особенно христианский элемент. В конце XVIII века не нашлось уже здесь христианского населения для выселения его в Новороссию, а потому и нет упоминания Сугдеи в списке митрополита Игнатия. В заключение скажем, что развалины крепости Сугдеи есть лучший в Крыму памятник генуэзской архитектуры, эта крепость когда-то царила над широкой красивой долиной, расстилающейся пред скалой, на которой она возвышалась. Гавань Сугдеи находится к западу от крепости в глубокой, с трех сторон защищенной, бухте. Насколько был важен бывший город, говорит то, что арабские географы называют Черное море иногда Судакским.

В 18 верстах от Судака в урочище Кизильташ, на месте древнего храма св. архиепископа Стефана Сурожского, в 1856 году архиепископом Иннокентием открыт монастырь во имя св. Стефана Сурожского. Память великого защитника православия в эпоху иконопочитания сохранена для Крыма.