Заключение

Оглядываясь на все сказанное, мы считаем долгом заметить, что, описывая Крым с его историко-археологической стороны, мы отнюдь не задавались целью затронуть все памятнкии Тавриды.

Не только большие исторические события не достаточно известны нам из истории Крыма, но целые периоды человеческой жизни смутно представляются историку.

Нет до сих пор сведений о человеке палеолита; едва мерцающий свет нерешительно достигает до нас из глубины веков от неолита; ничего не можем сказать о почти сказочных киммерийцах; с величайшей осторожностью приходится говорить о тех народах (скифы, тавры и т.д.), которые дожили до первых записей историка и т.д.

Колоссальное количество труда нужно еще посвятить людям науки для того, чтобы связно представить историю времен и народов Крыма.

Примечания.

1) Автохтон — первобытный житель.

2) За сведения о своих находках приношу глубокую благодарность Н.Н.Клепинину.

3) Первый исследователь погребения в скорченном виде в могилах, выложенных каменными плитами, около Ялты (11/2 вер. к югу по дороге в Ливадию, подле дачи г.Вебера). Второй исследовал курганы около Симферополя в имениях: г.г.Нестроева (в 5 вер. от Симферополя по дороге в Сарабуз); М.Д.Талаевой (соседка Нестроева); С.И.Генкеля (сосед Талаевой); Н.Н.Гротена (в верховьях Салгира в местности Эни-Сала, здесь есть и городище с восьмиугольным валом); И.О.Пастака (Сарайлы-Кият); П.В.Давыдова (в Саблах); И.М.Сочеванова (в 5 вер. от Симферополя по шоссе в Алушту); С.И.Черкеса; А.И.Пастака (сосед Черкеса); С.А.Крыма; Э.Б.Бобовича (в 16 вер. от Симферополя); у деревни Такил и др. Третий — между р.р. Качи и Альма, на р. Карасу (в имении Аликечь в 10 вер. от станции Сейтлерской (Феод.-Джанкойск. жел. дор.) и на земле г-жи Плешковой.

4) В главе о Херсонесе ниже мы укажем на ту отчаянную борьбу, предпринятую Мифрадатом VI Евпатором со скифами на почве Тавриды, на которую им затрачены громадные усилия и в которой таврические греки потеряли свободы.

5) Кастель — крепостца, замок.

6) Напр., Василий Херсонесский, который удалился из Херсонеса в пещеры, где потом возник Георгиевский монастырь.

7) Фема — определенная административная единица.

8) Желающих познакомиться с положением Крыма в XVI веке отсылаем к «Описанию Тартарии» Мартина Броневского, который лично посетил Крым в 1578 году («Записки Одесск. Общ.», т.VI).

9) Говорим, — вероятно, так как для нас это — время сплошных догадок и предположений, не обоснованных пока на вещественном материале.

10) Чуфут-Кале находится в 3-х верстах от г.Бахчисарая. Остатки старинной крепости и города на высоте 1835 фут. на вершине отдельной скалы. По преданию крепость основана 40 братьями. Скала эта, вероятно, была обитаема еще в доисторическую эпоху человечества. Думают, что Чуфут-Кале служил убежищем хазарским ханам в начале XI в. От кипчакских и золотоордынских ханов сохранились развалины мечети и вышеупомянутой тюрбе. Укрепления Чуфут-Кале были значительны, имели двое железных ворот и дорогу, высеченную в скале. Город оставлен жителями во второй половине XIX в. На дне долины под заброшенным Чуфут-Кале находится другой город — город мертвых — еврейское кладбище иосафатовой долины с целым морем памятников, и однорогих, и двурогих, и безрогих среди каштановой рощи.

11) М.Джанашвили. «Известия грузинских летописей и историков о Херсонесе, Готеии, Осетии, Хазарии, Дидоэтии и России». Тифлис.

12) В 1502 г. Золотая Орда пала.

13) Под «Керкинитидой» (по Бруну, на старых итальянских картах Chirechinit, Chrichiniri) разумеют (Брун, Романченко и др.) место к северу от Евпатории, а под «Прекрасным Портом» нужно искать место к северу от м. Тарханкут (Юргевич, Брун и Латышев). В присяге же упоминается какая-то «равнина» (Pedion), с которой запрещается вывозить хлеб в другое место, помимо Херсонеса; это, вероятно, пространство полустепное к западу от Херсонеса, про которое потом и Страбон говорит, что она — равнина, несмотря на плохую пашню, дает богатые урожаи.

14) Надпись эта «найдена 28 ноября 1908 г. при скале в обкладке колодца, засыпанного в римское время в северо-восточной части городища», объяснена и здана (в Изв. Имп. Арх. Комм.) Р.Х.Лепером, ныне заведующим раскопками Херсонеса.

15) «В память наших владык, вечных августов, непобедимых флавиев, Феодосия и Аркадия, и много потрудившегося при работе трибуна Флавия Вита и строителей: высоко (чтимого) Евтерия…».

16) О характере царской власти на Боспоре см. статью проф. СПБ Унив. М.И.Ростовцева: «Представление о монархической власти в Скифии и на Боспоре». (Изв. Имп. Арх. Комис., вып. 49, 1913 г.). О государственном строе Боспорского Царства в эпоху римского владычества см. «Римскую Историю» Моммзена, V т., о должностных лицах в «Изборнике» В.В.Латышева 124 с.с.

17) Кроме роскошных и богатых погребений, часто царских, в курганах, и обыденных простых смертных в грунтовых могилах, как на территории бывшего Боспорского царства, так и во всем колониальном греческом мире юга России, наблюдается еще погребение в склепах или, так называемых (несовсем удачно), катакомбах. На северном склоне горы Митридат обнаружено уже, и учеными исследователями, и «счастливчиками», несколько сот этих катакомб. Они высечены в пласте глины, находящемся под каменным слоем иногда на глубине до 6 сажен. Этот род погребений был и в древне-греческую эпоху, и в древне-христианскую. Иногда катакомбы имеют роспись, связанную не только с декоративной целью, но и имеют глубокое религиозно-бытовое значение. Роспись катакомб в своем исследовании дает громадный материал для изучения многих важных сторон в истории Боспорского царства. Редко катакомбы попадаются целыми: они разграблены или в древности, или в наше время.

18) Кроме общей стены, с запада и востока город был укреплен особыми крепостцами, присоединявшимися к главной стене.

19) Бурун — мыс.

20) Дере — ущелье.

21) Этой участи подвергся посол Иоанна Грозного, Афанасий Нагой, со своими сотоварищами, а затем 5 лет высидел любимец Грозного, Василий Грязной, захваченный в плен на молочных водах. Карамзин приводит слова Грязного о неприятностях мангупского сидения: «и только-б не государская милость застала душу в теле, инобы с голоду и с наготы умерети».

22) При Палласе остатки фрески можно еще было разобрать в развалинах; так, в восточном углу они видел изображение Богоматери.

23) На Мангупе были памятники и мусульманские. При Палласе целой была мечеть; ее развалины видел и Дюбуа-де-Монпере, на его плане она находится около дворца, с западной стороны.