Инвестиции в экономику Крыма. Фонд «Москва-Крым»

07 Июл
0

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
Пути урегулирования прав собственности российских организаций в Автономной Республике Крым

Цели, задачи и практическая работа группы по сбору доказательств на право собственности на недвижимость АРК физических и юридических лиц. Операции с недвижимостью и земельными участками на Украине и АРК, судебные процессы по оспариваемым объектам недвижимости в Украине и АРК
Петр Петрович Запорожец, председатель совета Крымской юридической группы

     Работая с юридическими и физическими лицами, как Российской Федерации, так и бывших наших союзных республик по сбору доказательств на право собственности на недвижимость в Автономной Республике Крым, мы каждый раз убеждаемся, что на самом деле не все так просто. Проще всего было в начале, в 1991-1992 годах. Тогда была ситуация сложная и не все осознавали, что самый момент решать те вопросы тогда. Каждый тогда заботился о своем предприятии, тяжело было в экономическом плане, а в юридическом тем более, потому что многие не изучали те законы, которые начали нарабатываться очень быстро, в каждой нашей республике самостоятельно.
      Истоки всех нестыковок идут как раз с тех времен, с 1991 года, когда распался Советский Союз. Для создания механизма раздела собственности бывшего союза, ну в крайнем случае, будем обговаривать сегодня между Российской Федерацией и Украиной, было заключено то соглашение, о котором говорил здесь Юрий Владимирович, от 15 января 1993 года. А до этого были только различные декларативные документы, приняты самостоятельно, как одной так и другой стороной, не имеющей юридической силы, которые в общем-то сформулировались только в соглашении от 15 января 1993 года и согласно ст. 18 и 19 этого документа соглашение подлежало ратификации в соответствии с процедурами, установленными национальным законодательством обеих сторон. И вступило оно в силу после обмена ратификационными грамотами. Однако Украина ратифицировала, Российская Федерация до настоящего времени это соглашение еще не ратифицировала, и ограничилась распоряжением Президента от 8 ноября 1993 года. Сегодня все юристы пользуются этим документом ? 723 по Российской Федерации «О признании». Оно имеет право настоящего соглашения и является временным, с точки зрения, российской стороны.
      По инициативе Украины был подготовлен перечень, который рассматривался и прилагается к этому соглашению, где обозначается порядок признания собственности на объекты как промышленности, так и социальной сферы. Но если по промышленности больше идет стыковка и министерства уже нашли между собой точки соприкосновения, то в социальной сфере было сложнее, потому что это была вспомогательная сфера и не все обратили на нее внимание. Поэтому вопросы промышленности отрегулированы и найдены уже точки соприкосновения. Многие предприятия стали совместными или уступили друг другу доли на различных предприятиях, или они стали дочерними на территории одних из сторон, а в социальных объектах до сегодняшнего дня, как вы видите, проблема существует.
      В эти перечни, которые предлагается рассмотреть, при признании прав собственности вошли также, я частично коснусь, годовые отчеты предприятий, содержащие в свое время размеры средств из нецентрализованных источников функционирования за весь период как строительства, так и эксплуатации до 1 января 1991 года. Также сюда должны были войти годовые балансы на 1 января 1992 года и объекта самого предприятия с расшифровкой, кроме того, какое было балансовое отношение или баланс на дату ввода в эксплуатацию данного предприятия. Притом требуют не только на данный объект, но и на головной объект завода, предприятия, которое в общем-то вкладывало в этот объект свои ценности или свои средства.
      Решение местного органа об отводе земельного участка, о котором вы сейчас заявили, на право пользования и какой порядок права пользования. Всего таких документов (около 21) должно быть для признания права собственности.
      И, наконец, самое серьезное не столько эти документы, как сам порядок, потому что требуется в порядке доказательств нотариально заверенные копии, либо оригиналы этих документов. Я понимаю, что подписывая протокол с перечнем указанных документов обе стороны, может быть где-то несколько поверхностно подошли, к этому вопросу потому что не ожидали, какие трудности будут встречать на своем пути исполнители и собственники, которые будут доказывать свое право. Выполнить требования сегодня, достаточно сложно. В затруднительном положении оказались те собственники, которые обзавелись недвижимостью даже не до развала Советского Союза, а в период последнего десятилетия. К примеру, возьмем Московский шинный завод, который построил и в январе 1990 года принял в эксплуатацию комплекс пансионата «Крымское приморье» в Феодосии. Ему до сих пор приходится преодолевать препятствия по оформлению своей собственности. Или, допустим, «Мосводоканал» это касается пансионата «Прибрежный» в районе Донузлав. Окончание его строительства выпало на первые годы 90-х 1992, 1993, 1994, 1995 и в эти годы шло освоение денежных средств. Однако, они его не завершили строительством и акта ввода в эксплуатацию данного объекта не имеют и, естественно, не имея права на собственность недвижимую, не смогли оформить дальше земельный участок как следует. Только с участием Фонда «Москва-Крым» в настоящее время преодолеваются эти препятствия, устраняются трудности и как будто вот-вот должен заработать этот объект.
      На что же рассчитывает работа нашей юридической группы по обслуживанию и отстаиванию имущественных прав? У нас одна из задач на сегодняшний день состоит в оказании помощи юридическим и физическим лицам на оформление объектов недвижимости в Крыму. Думаю, что права и позиции есть и сформулированы с обеих сторон. Потому что камнем преткновения, являются только документы этого перечня, о котором мы с вами сейчас только переговорили. Это соглашение, с одной стороны, представляет трудность, а с другой стороны, оно снимает все вопросы, если посмотреть полностью это соглашение, и дальнейшие протоколы и работу смешанной комиссии между Российской федерацией и Украиной по урегулированию имущественных отношений. Все вопросы и трудности, которые возникают, этой комиссией рассматриваются и снимаются. Речь нужно вести о внесении в этот документ, может быть, некоторых уточнений на уровне Министерства иностранных дел. Министерства экономики и наших имущественных органов, т.е. Минимущества Российской Федерации и Фонда имущества Украины.
      Представляет собой интерес и ст.4 этого соглашения. По смыслу она совпадает с аналогичной новой ст. 4 Бишкекского соглашения от 9 октября 1992 г., которое в подписали и Россия, и Украина. Эта статья регулирует вопросы, связанные с объектами социальной сферы (санатории, пансионаты, гостиницы, кемпинги) и теми, что являются предметом разговора сегодня. Если их строительство осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, здесь, имеется в виду Российская Федерация, а также из средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территории обратной стороны, то они являются собственностью той стороны. То, о чем сегодня сказал Юрий Владимирович. Мы называем в быту их спорными объектами, но они не спорные, их надо просто оформить. Все юридические документы по оформлению своего права на сегодняшний день имеются, и стороны претензии друг к другу не высказывают в работе смешанных комиссий. В этом мы убедились. Комиссией, которая заседала в 2000 году в ноябре месяце, было выставлено несколько спорных вопросов как по территории Российской Федерации так и по территории Крыма, и они нашли точки соприкосновения. Я понимаю, дойти до этих смешанных комиссий, представить соответствующие документы, является большой трудностью. Может быть раньше это были вопросы занятости руководящих органов этих предприятий, или будем так называть их, собственниками, а сегодня оказывается для них несколько поздновато, почему? Потому что на территории объектов, которые вызывают сегодня предмет разговора, уже создались некоторые хозяйственные общества. Кто-то арендует, эксплуатирует, а кто-то уже внес какие-то средства в развитие этого объекта, так как они вынуждены были преодолевать большие трудности, особенно в середине 1994-1995 гг. И сегодня те люди, которые вложились в эти предприятия, тоже оспаривают свои капиталовложения, они тоже подпадают под законодательство.
      Неправильно делают акционерные общества, товарищества, другие хозяйственные общества, которые присылают своих представителей дочерних предприятий для оформления прав собственности в Крыму, представителей, которые не уполномочены юридически, не имеют определенных доверенностей на участие или на работу с документами.
      Поэтому, встречаясь с руководителями в Ялте, Алуште, Севастополе, Феодосии, Евпатории, Судаке, Саках, Черноморском, Азовском побережья Крыма, Керчи, все с удовольствием готовы сотрудничать и оказать содействие в восстановлении законных прав, вплоть до рассмотрения вопросов в судебных инстанциях. Наши товарищи уже работали в Прибалтике, Молдавии, на Урале и других областях Российской Федерации по таким объектам. И я скажу результаты положительные, и нет особых препятствий по юридическому оформлению своей собственности.
      Но частично финансовые документы, потерянные здесь, приходилось подтверждать через соответствующие банки. Вы понимаете, что это очень трудная работа, потому что те банки, которые были и те, которые есть сегодня, это уже несколько разные банки. Но тем не менее в архивных документах, в том числе и на территории Крыма, через архив Украины и национального банка, Украинского соцбанка мы находили подтверждение о финансировании (особенно в 1991-1992 годах), где продолжались или строительные работы, или реконструкция. Например, на одном из предприятий была реконструирована котельная, обновлены котлы, инженерные сети. Когда мы подсчитали вложения, которые были сделаны предприятием в 1991-1992 году, они составляли 60% от стоимости объекта сегодня. То есть оно имеет право на собственность на 60% без проблем вообще. А это уже контрольный пакет и управление той собственностью. В соответствии с документами, которые сегодня имеет Автономная Республика Крым, Украина и Российская Федерация, можно идти на создание совместного хозяйственного общества вместе с Фондом имущества, автономией или с Фондом имущества Украины и затем уже решать вопрос об остаточном пакете, допустим 40%, или же его постепенно выкупать, или его продать и деньги направить на развитие предприятия. Здесь различные формы дальнейшего сотрудничества и развития этого же объекта, все законодательные базы на территории автономии имеются.
      И теперь, товарищи, что касается правовых аспектов и инвестиционной деятельности на территории Крыма. Здесь и Евгений Константинович и Юрий Владимирович уже коснулись вопроса правовых аспектов инвестиционной деятельности на территории автономии.
      Имеется два основных закона. Это закон об инвестициях вообще и правовые аспекты о специальных инвестициях на территории порта Крым (начиная от Керчи и вдоль восточного побережья до Севастополя — зона приоритетного развития, так называемая «порт Крым»). Закон ориентирован на привлечение как отечественного, так и иностранного (частных и юридических лиц) капитала по инвестированию объектов на территории этой зоны, при этом объектов различного управления, и назначения.
      Законом введен специальный режим инвестиционной деятельности, он определен до 30 лет. Естественно с предоставлением всех налоговых, таможенных льгот и других преимуществ. Они изложены в документах и я бы хотел через сайт Фонда «Москва-Крым», который мы сейчас готовим, представить все материалы, которые необходимы для участия в инвестиционной деятельности в этой зоне приоритетного развития.
      В соответствии с этим законом минимальная сметная стоимость реализации этих проектов определена в следующем порядке.
      100 тыс. долларов США — в деятельности по сохранению исторического природного достояния, по исследованию, разработке в сфере информатизации, культуры, спорта, услуг, по очистке территории, в лесном хозяйстве и в различных галантерейных делах, изготовлении игрушек и т.д.
      200 тыс. долларов — в деятельности по охране здоровья, социальной помощи, в сельском, рыбном хозяйстве, пищевой, текстильной промышленности и промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции.
      500 тыс. долл. — в деятельности санаторно-курортных учреждений, гостиниц, ресторанов, транспорта, связи, строительства, в обработке отходов, предоставлении услуг в сфере туризма, отдыха, развлечений.
      1 млн. долл. и больше — в добывающей, обрабатывающей промышленности, в производстве электроэнергии газа, различных минеральных вод и т.д. Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает предоставление льгот для инвестора, освобождение на период до 5 лет от обложения ввозной пошлиной на сырье, материалы, оснащение, оборудование и комплектующие к ним, а также от ввозного налога на добавленную стоимость, оснащение оборудования и комплектующих к ним при ввозе исключительно для реализации инвестиционного проекта.
      Освобождение на 3 года от налогообложения на прибыль, полученной от реализации инвестиционных проектов, а с 4-го по 6-й год налог на прибыль взимается в размере 50% от действующей ставки налогообложения. Не включение в валовой доход сумм инвестиций в виде денежных средств, материальных и нематериальных ценностей. Освобождение от оплаты за землю на период освоения земельного участка, но не более, чем на 5 лет. Освобождение от обязательной продажи иностранной валюты. В Постановлении кабинета Автономной Республики Крым от 12 июня 2001 г. изложен порядок рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов. Там есть целый раздел по экономической деятельности в порту Крым. Данное Постановление регламентирует также процедуру рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов.
      Здесь сегодня поднимались вопросы, на которые отвечал Евгений Константинович, по земельным делам. Мы должны правильно понимать, что право на землю, которое было оформлено до 1991 г. включительно при Советском Союзе, утратило силу, так как того государства нет. Что бы не было написано в том акте на землю, он должен быть переоформлен. И если касаться вопроса недвижимости и балансирования «земля» и «недвижимость», то первично оформляется недвижимость, а потом под эту недвижимость оформляется земельный участок. Решается это в индивидуальном порядке и тем юридическим или физическим лицом, которое владеет этим имуществом.
      Что касается порядка нашего сотрудничества. Правительственные и исполнительные органы Москвы и Автономной Республики подписали соглашение от 26.08.98 о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях, и имеется ряд протоколов к нему, которые являются неотъемлемой частью или развивают характер этих отношений. Данное сотрудничество осуществляется в рамках договора и программы экономического сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией на 1998-2007 гг., которая подписана 27 февраля 1998 г. Осуществляется в рамках компетенции по созданию благоприятных отношений в развитии, в том числе имущественных. И как здесь нам сказал Юрий Владимирович, смешанная комиссия между Российской Федерацией и Украиной, заседая в ноябре 2000 г., приняла даже соответствующую статью о приватизации, по которой физические и юридические лица одной из сторон могут участвовать в приватизации объектов другой стороны и урегулировании этих вопросов. Нет на сегодняшний день препятствий для участия в работе по приватизации объектов на территории Автономной Республики Крым.
      В последние 6 лет Фонд «Москва — Крым» успешно сотрудничает и разрабатывает свои инвестиционные проекты. Например, в санатории Укрпрофздравницы «Алушта», завершено строительство 6-7 корпуса. И сегодня москвичи с удовольствием там отдыхают. Корпус размещен в 100 м от набережной. Есть и другие объекты, которые сегодня вводятся в эксплуатацию.

Обсуждение выступления П.П. Запорожца

А. КРАВЧЕНКО — Новолипецкий металлургический комбинат.
У нас в Судаке есть еще недостроенный объект недвижимости. Часть документов, которые требуются, отсутствуют вообще. Часть документов есть, но они не заверены нотариально. Есть документы, оформленные как положено: оригиналы, нотариально заверенные и т.д. Скажите, существует теоретическая возможность по законодательству Украины признания за нами собственности на этот объект? Полной собственности. Никаких споров сегодня по этому объекту ни с кем нет. Земля отведена только нам и только мы занимались строительством.

П. ЗАПОРОЖЕЦ
Когда отводилась земля?

А. КРАВЧЕНКО
Или в 1988, или в 90-х годах.

П. ЗАПОРОЖЕЦ
Естественно, право на владение землей вами потеряно. А когда закончилось или прекратилось строительство?

А. КРАВЧЕНКО
Мы активно прекратили строить, наверное, в 1998 г., когда стали возникать проблемы, что мы, может быть, строим не для себя, а для кого-то другого.

П. ЗАПОРОЖЕЦ
А источник капиталовложений?

А. КРАВЧЕНКО
Свои собственные средства. Средства предприятия.

П. ЗАПОРОЖЕЦ
Надо знакомиться с документами — это раз. И второе. Вы сказали о 3-х частях, т.е. часть, когда документы вообще отсутствуют, часть документов есть, незаверенные нотариально, и часть, которая имеется и представляет доказательную силу. Т.е. эти все три части надо изучить.
Здесь еще юридически надо понять. Кем вы были на 1 января 1991 г. как юридическое лицо — это раз. Кем вы стали на сегодня. И порядок финансирования. От какого юридического лица шло поэтапное финансирование. Только так можно, рассмотрев поэтапно, с юридической точки зрения и порядка вложения инвестиций на территории, законодательно его обосновать и дать вам полноценный ответ. Хотя, в зависимости от того, в какой части какие документы есть, каких нет, я думаю, что шансы не потеряны. Если вы только единственный источник финансирования.

От администрации Санкт-Петербурга
Нам выдан акт постоянного землепользования в ноябре 1991 г. Он действителен?

П. ЗАПОРОЖЕЦ
Я думаю, что тот акт недействителен. До ноября 1991 г. существовало союзное законодательство. И он выдан вам на основе союзных законодательных норм, а не государством Украина.
А если акт недействителен, то как же быть с налогом на землю, который мы постоянно платим. Нам говорили, что он действителен.

П. ЗАПОРОЖЕЦ
Вы поддерживаете свое право на подтверждение, на получение этого документа. Вы не порушили порядок пользования землей. Это дает вам полное право, как сказал Евгений Константинович, сегодня свои права восстановить. Если бы вы прекратили пользоваться землей, прекратили оплату и т.д., вы бы потеряли это право.
1991 — там до марта, по-моему.

П. ЗАПОРОЖЕЦ
Да, Вам надо просто переоформлять.
Переоформляем. Не получается пока. Препятствия.

П.ЗАПОРОЖЕЦ
Я думаю, получится, я знаю обстановку.

О. КОТОЛУПОВ — Президент Фонда «Москва — Крым»
Я хотел бы с одной просьбой к вам обратиться, уважаемые коллеги. Вы все слышали о том, что действительно Фонд выступил инициатором этого мероприятия, что Фонд уже занимается продолжительное время этим серьезным вопросом. И нам очень и очень важно знать ваше мнение. И мы бы хотели, чтобы секциях вы высказали свое мнение и пожелание. Вообще необходимы ли такие семинары, надо ли их проводить, в каком формате.
Поступило предложение о том, чтобы мы следующий семинар провели в конце апреля месяца в Крыму. Насколько это продуктивно будет, есть ли смысл в этом. Нам это очень важно знать для того, чтобы мы могли планировать. Если вы действительно одобрите это дело, то мы запланируем на апрель месяц будущего года встречу в Крыму.