Дмитрий Лосев: «Большое счастье – родиться в Феодосии» Фото из личного архива Д.Лосева

– Дмитрий, Ваш творческий путь как журналиста, литератора и краеведа начался в Феодосии, в городской газете «Победа». Позже Вы работали в Симферополе советником Президента Крыма по вопросам прессы. В 1995-м Вы создали книжное издательство. Как оно появилось?

– К этому времени в газете уже почти три года я выпускал историко-краеведческий «Феодосийский альбом». Хотелось создать крымский альманах. Этим и начал заниматься в Симферополе в 1994-м. Вел переговоры с новыми авторами, в Петербурге записал интервью с академиком Дмитрием Лихачевым, волошиноведом Владимиром Купченко и Анатолием Ермолинским, старожилом нашего города. Оригинал-макет альманаха «Крымский альбом» готовил в редакции «Мещанской газеты». Первый том, в художественном оформлении феодосийского графика и архитектора Светланы Арефьевой, вышел в свет в 1996-м. Однако за год до этого появилась наша первая книжка, на титульном листе которой был обозначен Издательский дом «Коктебель». Это был сборник феодосийских новелл Александра Грина «На облачном берегу». К слову, до нас в Феодосии никогда не было своего издательства. И ныне «Коктебель» — единственное издательство со своей концепцией, книжными сериями, авторским коллективом.

– Еще с украинских лет Вы постоянно представляете свои книги на российских и международных выставках в Москве…

– С 2014 года география книжных ярмарок расширилась. Мы побывали на выставках и книжных конференциях в Петербурге, Саратове, Казани, Воронеже, Грозном, Махачкале, Рязани…А этот год у меня проходит под знаком Василия Верещагина. Книгу очерков художника «Мои пути-дороги» мы выпустили к большой выставке, которая проходит сейчас в Третьяковской галерее. В сборнике –практически неизвестные читателю литературные произведения Василия Васильевича. Книгу я представил на Верещагинской научной конференции в Москве. Эта тема меня настолько затянула, что я предпринял две недели назад путешествие на родину живописца — в Череповец. В городе находится Дом-музей Верещагиных. Имя художника для жителей Череповца настолько же весомо, как для феодосийцев имя Айвазовского. «Верещагин – наше всё!» – именно это ощущаешь, когда слушаешь горожан. С музеем, кстати, мы задумали еще один книжный проект.

– Ваш родной город – Феодосия, и всё же значительную часть своей жизни вы проводите в Москве. Можно сказать, живете на два города. Как так получилось?

– Первые поездки в столицу еще в начале девяностых дали мне возможность открыть для себя неизведанное. С одной стороны — книжный мир большой страны и родной культуры, а с другой – появилась возможность познакомиться с историками, музейщиками, литературоведами, которые так или иначе исследуют крымские темы. Почти двадцать лет для многих из них я был своего рода связующим звеном между украинским Крымом и Россией. А еще — и для читателей Москвы, для которых крымские книги были возможностью хотя бы мысленно вернуться в их давний Крым, оторванный тогда от России. Моя жизнь на два города обусловила и два адреса для нашего издательства. Поэтому в большинстве книг, начиная с первых, мы указываем два места издания – Феодосия и Москва. В этот раз из Крыма я уехал в середине мая, чтобы принять участие в Международном книжном салоне в Санкт-Петербурге. Он всегда проходит накануне Дня города. А в начале июня вместе с коллегами из Симферополя и Севастополя представлял Крым на традиционном книжном фестивале «Красная площадь» в Москве.

– Знаем, что на первом книжном фестивале Вам посчастливилось общаться с Президентом России Владимиром Путиным.

–Да, это было 25 июня 2015 года на крымском стенде фестиваля. Владимира Владимировича заинтересовала книга Минаса Саргсяна об Айвазовском. Разговор оказался экспромтом: президент спросил о нашей картинной галерее, я пригласил его посетить Феодосию и поблагодарил за появившуюся для крымчан возможность участвовать в федеральной программе поддержки книгоиздания. Конечно, эта встреча во всех ее подробностях запомнится мне на всю жизнь. Фрагменты нашего разговора показали в сюжетах все федеральные каналы. И это еще прибавило известности нашему издательству.

– Дмитрий, и все-таки ваша жизнь продолжает быть тесно связанной с Феодосией. Что для Вас значит этот город?

– Где бы я ни был, всегда рассказываю об уникальности своего родного города. Он дорог моему сердцу, я не устаю повторять, что это большое счастье – родиться в Феодосии, в одном из древнейших городов планеты, в котором есть чем заняться творческому человеку. Если чувствовать атмосферу столетий, дыхание наших выдающихся предшественников, то легко создаются и литературные тексты, и произведения изобразительного искусства. Согласитесь, очень редко, когда небольшой город может похвастаться таким обилием хороших художников. В Феодосии живут очень близкие мне по духу люди. Среди них – сотрудники литературно-мемориального музея Грина, который стал для меня по-настоящему родным. Вместе с ними мы выпустили всю мемуаристику о писателе, его письма, редкие и неизвестные произведения. И это — полтора десятка книг. В музее я провожу вечера «Феодосийского альбома», который теперь выходит на страницах «Кафы». Книгочеям хорошо известен наш издательский лоток, более двадцати лет он работает в неизменном месте – у фасада музея Грина. Хотя издательство и несет в названии славное имя Коктебеля, наиболее ярко выражена в наших книгах именно гриновская тема.

– За 23 года Издательский дом «Коктебель» выпустил более ста изданий. Расскажите о самых любимых или памятных проектах.

– Как верно говорят, самая дорогая сердцу – первая любовь. Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах «Крымский альбом» начал выпускаться в то время, когда вообще мало издавалось литературы о Крыме. Еще и поэтому он очень хорошо прозвучал. В нем были представлены материалы о выдающихся деятелях, связанных с нашим краем, мемуары, путевые заметки, письма, исследования, забытая художественная проза. Из русской эмиграции нам присылали тексты, которые мы публиковали впервые в Крыму и России. Практически каждый материал был открытием для читателя. Несомненно, запомнилась мне и многолетняя работа над созданием энциклопедического издания «Крым от древности до наших дней». Тексты писали более 50 авторов. За эту книгу в 2011 году я стал лауреатом Премии Автономной Республики Крым. В 2003-мпоявилась моя любимая книжная серия «Образы былого». Она началась с воспоминаний Марии Степановны Волошиной. Серия насчитывает уже 22 тома.

– Ваша жизнь и деятельность неразрывно связана с книгами. Расскажите о самой Вами любимой книге или авторе.

– В отрочестве, помню, зачитывался Виктором Гюго. Очень нравились мне приключенческие книги западных писателей. Из родной литературы всегда любил рассказы Куприна, Льва Толстого, Булгакова… Вообще, мне очень повезло в юности, потому как в старших классах (а школу я заканчивал в 1985-м) у меня была замечательная приятельница – филолог, учитель русской литературы Раиса Семеновна Шестакова. К тому времени она уже не преподавала в школе. Для меня она стала открытием, рассказав о Борисе Пастернаке и запрещенном в Советском Союзе романе «Доктор Живаго», о Солженицыне и проблематике авторства «Тихого Дона» Шолохова, об Иване Бунине и некоторых писателях русской эмиграции. Наверное, благодаря таким людям, как Раиса Семеновна, я полюбил русскую литературу. И понял, насколько она многообразнее и интереснее, чем нам представляли в те годы. Ведь тогда многие имена были просто вычеркнуты из истории культуры.

– Давайте поговорим о Ваших творческих планах. Чего ждать и к чему готовиться читателям?

– Этот год для меня юбилейный, и он обязывает сделать важные и знаковые проекты. Осенью для любителей родной истории станут подарками возрожденный альманах «Крымский альбом» и книга очерков Николая Максимовича Сементовского «Путешествия по Крыму в 1840-х годах», которую мы издаем в сотрудничестве с симферопольским издательством «Н.Орiанда»; ее подготовила наш многолетний автор доктор исторических наук Элеонора Петрова. В это же время выйдет книга Юрия Коломийченко «Феодосия. История и память», над которой мы работаем несколько лет. Юрий Федорович – почетный гражданин города, основатель туристического клуба «Карадаг». Как архитектор он восстанавливал разрушенную войной Феодосию. Коломийченко собрал самую крупную в те годы коллекцию феодосийских дореволюционных открыток, позже она пополнила фонды нашего Музея древностей. В новую книгу войдут самые ценные из его статей. Кроме того, мы включили в нее и воспоминания о Юрии Федоровиче.

– И, наконец, последний вопрос. 50 лет – это серьезная дата. Это время, когда можно подводить некоторые итоги в жизни и профессиональной деятельности. Уже многое сделано, но в то же время еще многое нужно успеть. Какие цели и задачи вы сейчас перед собой ставите?

– Хочу выпустить книгу своих очерков. Это будет избранное из публиковавшегося и новые материалы. За годы журналистской работы я написал много очерков, посвященных страницам истории Феодосии, о выдающихся людях, с которыми был лично знаком. Например, об Александре Солженицыне, Анастасии Цветаевой, Василии Аксенове, Юрии Черниченкои многих других. Сейчас перерабатываю и дополняю очерки о них, хочу издать их отдельной книгой. Иногда обидно становится, что я как редактор трачу порой немало времени на то, чтобы переписать заново некоторые тексты своих авторов, а вот свой сборник так и не выпустил. Может, это будет и не одна книга.

Источник