Из Севастополя в крепость Каламиту

07 Июл
0
Из Севастополя в крепость Каламиту
    Е.М. Якушева

Надвратная башня крепости Каламита    К средневековой крепости Каламита из Севастополя вас доставит катер, следующий от Графской пристани до остановки "Малый Инкерман". Или рейсовый автобус ? 21, идущий в Инкерман от остановки "5-й километр". С железнодорожного вокзала можно доехать электричкой — остановка "Инкерман-1". От Балаклавы до Инкермана ходит втобус ?31.
    При въезде в Инкерман со стороны Сапун-горы на правом берегу речки Черной издали видна Загайтанская гора. Скальные обрывы ее иссечены искусственными пещерами в несколько ярусов. Это остатки большого средневекового монастыря. Его пещерные сооружения сильно разрушены и сейчас недоступны. На юго-западном склоне этой горы археологи нашли селища, датируемые III-IV и VII-VIII вв. н. э.
    Далее путь лежит по улице города у подножия одного из отрогов Сапун-горы — высоты Уч-Баш ("три головы"). На ее вершине в 1954 г. научные сотрудники Херсонесского музея открыли укрепленное поселение тавров, датируемое Х-VIII вв. до н. э. Второй отрог — высота Суздальская. Она отделена от высоты Уч-Баш Каменоломенным оврагом. В глубине его в толще горы видны входы в штольни. Во время героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. в них работал подземный спецкомбинат ? 2, размещались школа, детский сад, госпиталь.
    На правом берегу реки Черной, на так называемой Монастырской скале, возвышаются оборонительные башни крепости Каламита. За мостом через реку начинается дорога к крепости. Она проходит под железнодорожным полотном, за ним идите влево вверх по тропинке вдоль подножия скалы с высеченными в нем пещерами хозяйственного назначения. От поворота, рядом с большой естественной пещерой, идем уже по древней дороге, вырубленной в скале. Она выводит на плато, к въездным воротам в башне.
    Крепость на Монастырской скале возникла в VI в. н. э. В исторических документах нет сведений о том, что представляла собой эта крепость в период раннего средневековья. Название Каламиты как порта становится известным лишь с XIV-XV вв. из письменных источников и морских карт генуэзцев. В это время крепость принадлежала княжеству Феодоро.
    Оттесненное от побережья княжество боролось за выход к морю и прежде всего против монополии генуэзцев в торговле на Черном море. В конце бухты Северной, в устье реки Черной, был основан порт; для его защиты мангупский князь Алексей в 1427 г. на месте давно покинутой и разрушенной раннесредневековой крепости построил крепость Каламиту.
    Каламита занимала площадь 1,5-2 гектара, была обнесена оборонительной стеной (высота 8 м, толщина 2 м) с боевыми башнями, с внешней стороны имела крепостной ров, вырубленный в скале. Стены и башни с зубчатыми парапетами сложены на известковом растворе простой бутовой кладкой. Под защитой первой башни, стоящей у обрыва, находились главные ворота крепости.
    Через Каламитский порт княжество Феодоро вело широкую заморскую торговлю. Крепость Каламита не только защищала порт, но и служила опорным пунктом княжества Феодоро на Черном море в борьбе с генуэзцами. В 1433 г. мангупские войска захватили генуэзскую крепость Чембало, Через год генуэзцы вернули крепость, а их флот под командованием Карла Ломеллино вошел в бухту Северную, приблизился к Каламите и высадил пехоту. Осадив крепость, Ломеллино потребовал ее сдачи. Защитники Каламиты ответили, что они сдадутся, если их пощадят, однако на другой день генуэзцы вошли в пустую крепость: ночью все ее жители незаметно бежали. Неприятель разграбил и сжег Каламиту. Но вскоре феодориты снова восстановили крепость и продолжали успешно вести торговлю, конкурируя с генуэзцами.
    В мае 1475 г. к восточным берегам Крыма подошла турецкая эскадра и высадила десант у Кафы (Феодосии). За короткое время пали все генуэзские колонии; крымский хан подчинился турецкой власти; лишь княжество Феодоро сражалось с сильным противником. Столица княжества, расположенная на горе Мангуп, была последним оплотом в борьбе с турецкими захватчиками в Крыму. Крепость Каламиту турки, видимо, взяли раньше (без особых усилий) и назвали Инкерман ("пещерная крепость"). Они превратили Инкерман в крупный порт.
    В XVI-XVII вв. турки перестроили крепость — вдвое нарастили с внешней стороны стены и башни, в первой башне над воротами устроили каземат с амбразурой и бойницами для ведения огня из огнестрельного оружия, а перед оборонительной стеной возвели мощную круглую башню с двумя амбразурами, выдвинув ее за крепостной ров, перед которым насыпали земляной вал. Инкерман был опорным пунктом турок в юго-западном Крыму до конца XVIII в.
    В настоящее время крепость Каламита — филиал Национального заповедника "Херсонес Таврический".
    Осмотрев первую башню с воротами, не заходите в крепость, а идите вдоль крепостного рва, влево, ко второй башне, на которой и сейчас можно видеть следы перестроек. Башня впереди рва, построенная турками, сохранилась лучше других. Из башни в крепость ходили по верху толстой стены, построенной поперек рва. За башней спуститесь в ров. По рву через проезд, вырубленный в толще скалы, в крепость вела дорога. В начале проезда находились ворота. Место их расположения было обнаружено при раскопках в 1948-1950 гг. С внутренней стороны видны вырубки в скале и паз для бруса, замыкавшего ворота. Здесь, по-видимому, были главные ворота ранней крепости. Во время строительства Каламиты, в 1427 г., этот проезд заложили большими, хорошо отесанными камнями и засыпали, а верх перекрыли крепостной стеной.
    Далее пройдите по территории крепости к южному обрыву, вдоль которого вверху в несколько ярусов расположены пещеры. В ранний период они, вероятно, имели военное значение. Осматривать их не рекомендуем из-за угрозы обвала. Нижние пещеры культового и хозяйственного назначения — остатки средневекового монастыря. Их можно осмотреть, спустившись по лестнице у первой башни.
    По преданию монастырь у подножия Монастырской скалы был основан в конце VIII — начале IX в. и просуществовал около 1000 лет. Считается также, что монастырь был основан православными монахами, бежавшими в Крым из Византии от иконоборческих гонений. В комплекс монастыря входили пещерные и наземные сооружения. Кельи для монахов в основном размещались в наземных постройках. Пещерные храмы высекались с большой тщательностью; их стены покрывали фресковой живописью с изображениями святых или сцен из Священного писания.
    В 1299 г., когда орды Ногая огнем и мечом прошли по юго-западному Крыму, Инкерманский монастырь, видимо, избежал разгрома. Но позже он пришел в упадок и запустение, лишившись прихожан в связи с переселением христиан из Крыма (1778 г.) В 1850-1852 гг. был восстановлен Синодом и назван Инкерманским скитом святых Климента и Мартина. В это время построены наземные здания — церкви, гостиничный и жилые дома. На территории крепости, которую занял монастырь, находились трапезная и церковь св. Николая, возведенная в 1907 г. в память о Крымской войне.
    Инкерманский скит был закрыт в 1926 г. Во время войны в подземных помещениях монастыря находился штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, а также запасная радиостанция командующего ЧФ. Рядом с входом в храмовый пещерный комплекс установлен памятник, бойцам дивизии. В 1991 году монастырь был снова открыт, и к сегодняшнему дню большая часть его построек и храмов восстановлена. Особую роль в его восстановлении сыграли архимандрит Августин и иеромонах Агапит, трагически погибшие в 1996 году. Братия похоронила их во дворе обители под скалой.
''Процветший Крест''    Для осмотра пещерных храмов можно спуститься по лестнице, вырубленной в скале. Она проходит через несколько пещер — вероятно, хозяйственного назначения. Первое помещение слева по коридору — храм св. Мартина, высеченный в 1867 г. В полу и стенах церкви — усыпальницы. Рядом — храм св. Климента; археологи предполагают, что он основан в VIII-IX вв. Храм св. Климента представлет собой трехнефную базилику. Два ряда колонн делят помещение на три нефа. На стенах сохранились фрагменты росписи XIX в. От глубокой древности в алтарной части храма остался, вырезанный в камне "процветший крест". В конце коридора находится помещение с вырубленными в скале скамейками.
    В монастырской гостинице останавливался А.С. Грибоедов, посетивший Крым в 1825 г. В дневнике он записал:"Самое фантастическое, что я видел в Крыму, — это ночной Инкерман".