На Западе — просветители, а на Востоке — разрушители?

07 Июл
0

На Западе — просветители, а на Востоке — разрушители?
«Русский мир», 7 сентября 2001

«Национальная доктрина развития образования Украины в XXI веке» — так называется государственный документ, на основе которого его разработчики надеются обеспечить «выход Украины из нынешнего положения, всестороннюю модернизацию общества и государства, нации и народа». Министерство образования и науки и Академия педагогических наук Украины, которые предложили проект Доктрины — видят решение актуальных для общества проблем в его «возрастающем образовательном потенциале».

Перед началом учебного года работники образования Крыма собрались на свой II съезд, посвященный обсуждению проекта Национальной доктрины образования и выборам делегатов на II Всеукраинский съезд, созываемый в октябре с той же целью. В числе приглашенных на съезде побывала член Президиума Русской общины Крыма Мария Поддубная. Мы попросили ее высказать свои мысли о проекте Доктрины.

— «Национальная доктрина…», — рассказала Мария Евгеньевна, — достаточно объемный документ, состоящий из четырнадцати разделов, не считая вступления и заключительной части. Пересказывать и комментировать каждый из них было бы нецелесообразно. Остановлюсь лишь на тех положениях проекта, которые либо противоречат друг другу, либо вызывают вопросы и возражения.

Например, в разделе «Связь образования с развитием гражданского общества» декларируется принцип демократической системы обучения и воспитания. В другом разделе, названном «Цель, приоритеты, принципы развития образования», одним из приоритетов развития определена интеграция украинского образования в европейское и мировое образовательное пространство. В то же время в разделе «Национальный характер образования» принцип демократии попирается утверждением о том, что «образование направлено на воплощение в жизнь украинской национальной идеи», которая «подчинена консолидации украинского народа в украинскую политическую нацию».

— Вмешивается ли Национальная доктрина в конкретные школьные предметы, например в такие идеологически важные, как история?

— Не прямо, а косвенно. Так, в разделе «Международное сотрудничество и интеграция в сфере образования» говорится о недопустимости распространения теорий и взглядов зарубежных авторов, направленных на разрушение украинской государственности. В связи с этим возникает вопрос: кто будет решать, что направлено на разрушение украинской государственности, а что нет? Не получится ли, что распространение некоторых известных исторических фактов будет трактоваться как распространение разрушительных теорий и взглядов?

За основаниями для подобных опасений далеко ходить не надо. В том же разделе о международном сотрудничестве среди путей освоения и использования зарубежного просветительского опыта проект предусматривает приглашение известных (подчеркиваю) западных ученых и педагогов для чтения лекций в учреждениях образования Украины. Как это понимать? Так ли, что зарубежный просветительский опыт и известные педагоги существуют лишь за западными границами?

Русская община предложила заменить слово «западных» на слово «зарубежных». Среди других поправок это предложение внесено в резолюцию съезда.

— Мария Евгеньевна, а какие существенные изменения или же дополнения в проект Национальной доктрины внесли делегаты съезда?

— Одно из вошедших в резолюцию предложений крымчан, которое может конкретно послужить защите национальных интересов русских, касается раздела «Языковая стратегия в образовании» и заключается в том, чтобы в этом разделе отдельным абзацем предусмотреть возможность реализации права представителей национальных меньшинств (русских, крымских татар в Крыму и других) сдавать вступительные экзамены, а также получать образование в вузах на родном языке.

— На съезде Доктрину обсуждали представители сферы образования и науки. Но поскольку она касается всего народа Украины — во всяком случае так заявлено — есть ли возможность у более широкой общественности с ней ознакомиться? И как Вы считаете, стоит ли вообще ломать копья? Настолько ли эпохален документ, как утверждают составители? Может быть, это всего-навсего очередное кабинетное творение из разряда «бумага все стерпит»?

— Мне известно, что проект Доктрины должен быть опубликован в «Крымской правде». Можно предположить, что к обсуждению будут приглашены все желающие. Что же касается эпохальности… Разработчиков можно заподозрить в чрезмерной претенциозности. Развитие образования в XXI веке! Это можно понять и как программу на сто лет. Не слишком ли далекий размах?

— И главное, с кого потом спросить за результаты?

— Тем не менее после принятия Национальная доктрина сможет сыграть определенную роль в развитии стратегии образования. На ее основании депутаты будут иметь возможность вносить изменения в законы. Так что оставаться в стороне, я думаю, не стоит. Пока есть возможность что-то изменить к лучшему, надо постараться это сделать.

— И тогда не пройдет и ста лет, как мы станем всесторонне модернизированы и поголовно счастливы.

— Хотелось бы немного раньше.

Беседовала Наталья Сагань