Материалы Информационного Центра Совета Европы в Украине
Док.8272 ргоv.
30 ноября 1998 года

Выполнение Украиной обязательств

Доклад Комитета по вопросам выполнения обязательств государствами-членами Совета Европы.

Докладчики — г-н Тунне Келам, Эстония, группа Европейской народной партии, г-жа Ханне Северинеен, Дания, группа либералов, демократов и реформаторов.

Проект резолюции

1. Ассамблея отмечает, что после вступления в Совет Европы 9 ноября 1995 года Украина как государство-член выполнила часть указанных в Заключении ? 190 (1995) обязательств. Однако Ассамблея глубоко обеспокоена тем. что государство медлит с выполнением остальных своих обязательств.
2. Ассамблея признает, что:

I. Украина урегулировала международные споры мирным путем и избежала широкомасштабных социальных волнений и гражданской войны:

II. новая Конституция была принята в течение одного года с момента вступления;

III. Украина стала участником нескольких конвенций Совета Европы, в частности. Европейской конвенции по правам человека и Протоколов 1, 2, 4, 7 и 11 к Конвенции, Европейской конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств. Европейской хартии местного самоуправления.

3. Однако, принимая во внимание доклад Комитета по выполнению обязательств государствами-членами, Ассамблея отмечает, что, к сожалению, во время переходного периода от тоталитарного к демократическому государству Украина не достигла четкого разграничения судебной, законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть продолжает осуществлять контроль и исполнена решимости добиваться политической власти и удерживать ее в своих руках, иногда противозаконно, что может оказать негативное влияние на будущие президентские выборы, которые пройдут в октябре 1999 года.
4. Украинские органы власти должны принять еще много мер, чтобы обеспечить принцип верховенства права. Невыполнение этого обязательства может быть роиллюстрировано тем, что не выполняются решения Конституционного суда и Верховного суда. растет коррупция и преступность, военнослужащие Министерства внутренних дел используются для частных целей.
5. Законодательный процесс проходил медленно, и были приняты только некоторые из тех главных законодательных актов, которые перечислены в Заключении ? 190. Верховный Совет (Парламент) только недавно рассмотрел новые Гражданский и Уголовный кодексы. Практически нет прогресса в принятии законодательства о реформировании системы судопроизводства и прокуратуры, что должно являться приоритетной задачей для максимального сокращения предусмотренного Конституцией переходного периода.
6. Передача управления пенитенциарной системой Министерству юстиции осуществляется с большим опозданием.
7. Законодательство по вопросам местного самоуправления должно быть принято без дальнейших промедлений и в соответствии с принципами Европейской хартии местного самоуправления; между государственной администрацией и избранными городскими советами должно быть установлено четкое разграничение. Новый статус городов Киева и Севастополя должен быть принят в соответствии с Конституцией и Европейской хартией местного самоуправления.
8. Нужно ускорить принятие Конституции ‘Автономной Республики Крым’, чтобы стабилизировать отношения между украинской государственной властью и местными властями Крыма.
9. В том. что касается смертной казни. Украина открыто проигнорировала свои обязательства (согласно официальным источникам, за период с 9 ноября 1995 гола по 11 марта 1997 года было казнено 212 человек). Верховный Совет должен определить в качестве приоритетной задачи ратификацию Протокола ? 6 к Европейской конвенции по правам человека.
10. Заявления о пытках и плохом обращении по отношению к лицам, лишенным свободы, должны стать объектом тщательного расследования, а деятельность милиции должна находиться под жесточайшим контролем со стороны независимых институтов или судебных органов.
11. Государственные средства массовой информации должны придерживаться нейтральной и независимой редакционной политики; если же оппозиционные средства массовой информации преследуются в судебном порядке, то такое преследование должно осуществляться в соответствии с четко обозначенной процедурой без силовой приостановки деятельности тех средств массовой информации, в отношении которых ведется расследование.
12. Процедура обжалования результатов выборов должна быть упрощена; должны быть установлены конечные сроки как для подачи, так и для рассмотрения подобных обжалований, соблюдение этих сроков должно быть обеспечено.
13. Крымские татары, постоянно проживающие в Крыму, должны получить право принимать участие в голосовании во время проведения президентских выборов в октябре 1999 года.
14. Ассамблея снова подчеркивает важность введения моратория де-факто на исполнение смертных приговоров и заявляет о своем намерении лишить полномочий парламентскую делегацию Украины во время следующей сессии Ассамблеи в соответствии с Правилом 6 Правил процедуры Парламентской Ассамблеи в случае, если будет продолжаться исполнение приговоров.
15. Ассамблея считает, что органы государственной власти Украины, включая и Верховный Совет, в значительной степени несут ответственность за невыполнение обязательств, взятых Украиной во время вступления в Совет Европы, в частности, тех обязательств, в которых было предусмотрено принятие в течение одного года:

  • рамочного документа о правовой политике Украины относительно зашиты прав человека;
  • рамочного документа о правовой и судебной реформе;
  • новых Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов:
  • новых Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов;
  • нового Закона о политических партиях.

Более того. Украина взяла на себя обязательство ратифицировать в течение трех лет с момента вступления в Совет Европы (9 ноября 1995 года) Протокол ? 6 к Европейской конвенции по правам человека, который предусматривает отмену смертной казни; конечный срок уже вышел, однако Протокол еще не ратифицирован. Украина также не выполнила своего обязательства ратифицировать в течение одного года с момента вступления Европейскую Хартию региональных языков и языков меньшинств.
16. Исходя из этого, Ассамблея принимает решение о том. что в случае невыполнения этих обязательств до открытия сессии Парламентской Ассамблеи в июне 1999 года:

I. она начнет процесс отмены полномочий украинской парламентской делегации, согласно Правилу ? 6 Правил процедуры Парламентской Ассамблеи, на срок до полного выполнения этих обязательств:

II. она будет рекомендовать Комитету министров начать процедуру приостановки права Украины на представительство в соответствии со Статьей 8 Устава Совета Европы.

17. Ассамблея принимает решение передать настоящую резолюцию Европейскому парламенту. Европейской комиссии, ОБСЕ, Европейскому банку реконструкции и развития. Мировому банку, Международному валютному фонду и Конгрессу местных и региональных властей Европы с предложением учесть положение данного документа в процессе их сотрудничества с Украиной для того, чтобы помочь этой стране решить вышеизложенные проблемы.

Проект рекомендации

1. Ассамблея ссылается на свою Резолюцию… (1999) относительно выполнения Украиной взятых обязательств, в которой она отмечает, что после вступления в Совет Европы 9 ноября 1995 года Украина как государство-член выполнила часть изложенных в Заключении ? 190 (1995) обязательств. При этом Ассамблея выражает свою глубокую обеспокоенность тем, что государство медлит с выполнением остальных своих обязательств.
2. Ассамблея признает, что:

I. Украина урегулировала международные споры мирным путем и избежала широкомасштабных социальных волнений и гражданской войны;

II. новая Конституция была принята в течение одного года с момента вступления;

III. Украина стала участником нескольких конвенций Совета Европы, в частности. Европейской конвенции по правам человека и Протоколов 1, 2, 4, 7 и 11 к Конвенции, Европейской конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Рамочной конвенции о защите прав национальных меньшинств, Европейской хартии местного самоуправления.

3. Однако, принимая во внимание доклад Комитета по выполнению обязательств государствами-членами. Ассамблея отмечает, что, к сожалению, во время переходного периода от тоталитарного к демократическому государству Украина не достигла четкого разграничения судебной, законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть продолжает осуществлять контроль и исполнена решимости добиваться политической власти и удерживать ее в своих руках, иногда противозаконно, что может оказать негативное влияние на будущие президентские выборы, которые пройдут в октябре 1999 года.
4. Украинские органы власти должны принять еще много мер. чтобы обеспечить принцип верховенства права. Невыполнение этого обязательства может быть проиллюстрировано тем, что не выполняются решения Конституционного суда и Верховного суда, растет коррупция и преступность, военнослужащие Министерства внутренних дел используются для некоторых частных целей.
5. Законодательный процесс проходил медленно, и были приняты только некоторые из тех главных законодательных актов, которые перечислены в Заключении ? 190. Верховный Совет (Парламент) только недавно рассмотрел новые Гражданский н Уголовный кодексы. Практически нет прогресса в принятии законодательства о реформировании системы судопроизводства и прокуратуры, что должно являться приоритетной задачей для максимального сокращения предусмотренного Конституцией переходного периода.
6. Передача управления пенитенциарной системой Министерству юстиции осуществляется с большим опозданием.
7. Законодательство по вопросам местного самоуправления должно быть принято без дальнейших промедлений и в соответствии с принципами Европейской хартии местного самоуправления; между государственной администрацией и избранными городскими советами должно быть установлено четкое разграничение. Новый статус городов Киева и Севастополя должен быть принят в соответствии с Конституцией и Европейской хартией местного самоуправления.
8. Нужно ускорить принятие Конституции ‘Автономной Республики Крым’, чтобы стабилизировать отношения между украинской государственной властью и местными властями Крыма.
9. В том, что касается смертной казни, Украина открыто проигнорировала свои обязательства (согласно официальным источникам, за период с 9 ноября 1995 года по 11 марта 1997 года было казнено 212 человек). Верховный Совет должен определить в качестве приоритетной задачи ратификацию Протокола ? 6 к Европейской конвенции по правам человека.
10. Заявления о пытках и плохом обращении по отношению к лицам, лишенным свободы, должны стать объектом тщательного расследования, а деятельность милиции должна находиться под жесточайшим контролем со стороны независимых институтов или судебных органов.
11. Государственные средства массовой информации должны придерживаться нейтральной и независимой редакционной политики; если же оппозиционные средства массовой информации преследуются в судебном порядке, то такое преследование должно осуществляться в соответствии с четко обозначенной процедурой без силовой приостановки деятельности тех средств массовой информации, в отношении которых ведется расследование.
12. Процедура обжалования результатов выборов должна быть упрощена; должны быть установлены конечные сроки как для подачи, так и для рассмотрения подобных обжалований, соблюдение этих сроков должно быть обеспечено.
13. Крымские татары, постоянно проживающие в Крыму, должны получить право принимать участие в голосовании во время проведения президентских выборов в октябре 1999 года.
14. Ассамблея снова подчеркивает важность введения моратория де-факто на исполнение смертных приговоров и заявляет о своем намерении лишить полномочий парламентскую делегацию Украины во время следующей сессии Ассамблеи в соответствии с Правилом 6 Правил процедуры Парламентской Ассамблеи в случае, если будет продолжаться исполнение приговоров.
15. Ассамблея настойчиво рекомендует Комитету министров учесть обеспокоенность Парламентской Ассамблеи в предусмотренных для Украины программах действий, направленных на развитие и консолидацию демократической стабильности (АDАСS), в частности, относительно подготовки судей с тем. чтобы помочь этой стране решить вышеизложенные проблемы и, если возникнет такая необходимость, сделать должные выводы относительно развития ситуации в Украине, предусматривая и принятие мер. которые изложены в Статье 8 Устава Совета Европы